Париж, 1964 г. После осмотра девятой или десятой квартиры я осознал, насколько же трудно найти жильё одинокому молодому мужчине: хозяева дружно подозревают в нём дебошира и грязнулю. Полагаю, девушки также испытывают некоторые трудности, но, признаться, я уже жалел, что не родился барышней.
Выглядел я как нельзя более скромно, сохранил армейскую выправку и предъявлял с готовностью все необходимые бумаги, в том числе, договор на работу, позволяющую оплачивать квартиру, однако это не играло большой роли. Владельцы категорически не желали сдавать жильё студенту из некогда благородной, но, увы, с восемнадцатого века значительно обедневшей семьи, приехавшему из маленького городка на юге и не имеющему поручителя. Сами квартиры были убоги, дороги и удалены от центра, но я уже согласился бы на любую. Учебный год должен был вот-вот начаться, а я третью неделю жил у знакомого крёстной, который и сам ютился в квартирке, по размерам похожей на клетку для канарейки, пусть и с видом на Сену.
Поэтому к дому, соответствующему последнему адресу в длинном списке, я подходил, отчаянно умоляя высшие силы о помощи. Этот вариант находился уже в предместье, что, впрочем, имело свои преимущества: улица радовала глаз зеленью, а уши - тишиной. Моё будущее жилище оказалось весьма приятным: двухэтажное здание, старенькое, но подновлённое, полное неопределимого очарования пожившего дома. Судя по остаткам лепнины и по великолепной работы кованым железным воротам, первые владельцы не лишены были вкуса. Слева от ворот тянулась глухая стена, справа три окна прятали квартирное нутро за тюлевыми занавесками, выдавая пол владелицы, наверху расположился длинный балкон с закрытыми ставнями, пустой и оттого выглядящий сиротливо.
У ворот ждала костлявая, неопределённого возраста женщина с нервным лицом, встретившая меня, как ни странно, благожелательно, несмотря на опоздание. Я извинился, она кивком приняла сбивчивые оправдания и распахнула дверцу в воротах.
Перешагнув через порог, я оказался под аркой, ведущей во внутренний двор. Слева было две двери, больше рассмотреть ничего не удалось: квартирная хозяйка тут же открыла вторую и повела меня вверх по узкой лестнице.
- Из соседей у вас буду только я. Двор тихий, квартиру недавно отремонтировали, всё есть, но если нужна ещё какая-то мебель, говорите, я посмотрю на чердаке.
Признаться, я насторожился. До этого мне приходилось доказывать, что достоин сдаваемой квартиры. А уж увидев за добротной дверью просторную кухню, с немолодыми, но в отличном состоянии мебелью и плитой, я и вовсе сник: «цена договорная» рисковала оказаться заоблачной. Впрочем, надежда наконец обзавестись съёмным жильём воспрянула, когда я увидел, что кухня проходная. Но тут же стало понятно, почему меня так радушно встретили: в проёме показалась лестничная площадка.
Хозяйка поспешила пересечь её и снова загремела ключами, а я огляделся. Низ лестницы терялся в темноте – света из небольшого окна хватало лишь до поворота влево. Лестничная площадка оказалась просторной; странное расположение квартиры меня смутило, и я спросил растерянно:
- Что же, мне каждый раз надо будет запирать двери, если я пойду готовить обед?
- Нет-нет, - поспешно ответила хозяйка. – Внизу никто не живёт, там я храню всякий хлам, вам нечего бояться. Вот, посмотрите, как здесь хорошо, - она приглашающе повела рукой внутрь.
Комната возместила недостатки планировки: большая, светлая, обставленная всем необходимым. Ванная также превзошла мои ожидания. К тому же, пора было прекращать злоупотреблять гостеприимством знакомого крёстной. Поэтому, услышав цену, я с трудом удержался от удовлетворённой улыбки: названная сумма соответствовала моему бюджету. Даже лестница, сильно смущавшая поначалу, показалась оригинальным расширением площади. Я спросил о возможности переехать завтра же и получил положительный ответ.
Вопрос был решён.
В последующие недели я видел хозяйку лишь дважды: назавтра, в день въезда и прочих хлопот, и через некоторое время, когда мне потребовались дополнительные бумаги для законного проживания на новом месте. Затем она предупредила, что переезжает к племяннику, который живёт в центре, и оставила телефон.
Начало учебного года и связанные с ним сложности так захватили меня, что я толком освоился лишь к середине октября. Впрочем, вниз я всё же спустился, с фонариком, поскольку освещения там не было. На крохотную лестничную площадку выходила только одна решётчатая дверь, и, судя по количеству пыли на замке, висящем к тому же на моей стороне, ею давно никто не пользовался. Свет просунутого меж прутьев фонарика позволил рассмотреть слева ворота-близнецы входных, и, похоже, их ровесника – громоздкий автомобиль, дедушку нынешних. Впрочем, говорят, ездить на таких – самый шик.
Как бы то ни было, я тут же полностью забыл и об автомобиле, и о гараже, и о сам ой нижней лестничной площадке. Живя один, я столкнулся с массой бытовых сложностей, о которых ранее и не подозревал. С честью выдержав все испытания, я наконец смог установить более или менее спокойное течение жизни. Новая квартира, казалось, стремилась поддержать меня в этом: здесь царила столь полная тишина, что единственным звуком, доносившимся до меня, был птичий топоток по жестяной обивке широкого козырька под окном – я устроил там кормушку.
Впрочем, в начале зимы добавились и более обыденные шумы: в дом напротив, завершающий колодец из моего-хозяйкиного, пустующего слева и глухой стены соседнего справа, въехали супруги с ребёнком. Их девочку я видел лишь раз, когда она тащила к дому вырывающуюся белую кошку (животному удалось сбежать). Поскольку родители работали, а малышка оказалась нешумной, их появление не слишком нарушило привычную тишину, в которой так хорошо трудилось и мечталось. О чём мечталось? Толком объяснить не могу, пожалуй, о чудесах, о волшебстве. Едва ли не с детства меня часто посещало ощущение, что я живу словно во сне, люди и события не вызывали ни яркого отклика, ни привязанностей. И в то же время меня не покидало осознание неполноты бытия, временами становившееся болезненным.
Я пытался разделить своё одиночество с женщиной, но не смог почувствовать необходимость быть рядом ни с одной из немногочисленных подруг. Те девушки, с которыми я свёл знакомство за время учёбы в столице, зачастую отталкивали меня грубостью, принимаемой ими за уверенность в себе, и распущенностью, трактуемой как необходимый атрибут освобождения от тягостных уз общественной морали. И я заполнял пустоту работой и учёбой, хотя и желал себе вовсе не такой жизни – но что поделаешь, человек обречён существовать в том мире и в том обществе, в котором он родился, пусть даже и чувствует себя анахронизмом.
И всё же, на Рождество, внешне смеясь с приятелями и приятельницами и отсчитывая секунды до боя часов, возвещающего полночь, я попросил: «Пошли мне чудо».
Вместо чудес пришли экзамены, которые, согласитесь, если и заставляют затаить дыхание, то отнюдь не от радости и восхищения. К тому же, у соседей появилась машина, которая заводилась с рёвом отбывающего поезда, и они регулярно грохотали воротами. А мне никак не удавалось их поймать, чтобы попросить производить меньше шума (да и, признаться, я плохо представлял, что они могут сделать).
В конце зимы появилась ещё одна соседка: бабушка кого-то из супругов. Старушка редко выходила на улицу, предпочитая сидеть у окна гостиной, где я её и увидел впервые. Мы махали друг другу, когда я открывал окно, чтобы добавить птицам корм.
Пичуги прилетали всё реже – холода ушли, и им просто уже было найти привычный корм. Вообразите же моё удивление, когда в выходной день я проснулся от бешеного хлопанья крыльев и заполошных птичьих криков. Подбежав к окну, я отдёрнул занавеску и бросил вниз сердитый взгляд. Мне ответил разочарованным пышношёрстный белый кот, под передними лапами которого валялось на карнизе несколько перьев из голубиного хвоста.
Я открыл окно.
- Хулиган! – пожурил я его не очень строго: знаю, что инстинкты сильнее разума.
Да и коту, судя по всему, моё мнение о его неподобающем поведении было глубоко безразлично. Гораздо более его интересовал интерьер комнаты: недолго думая, он сжался в комок, оттолкнулся и грациозно взлетел на подоконник. Ловко зацепившись, гость быстро оглядел новую территорию, не нашёл угрозы и с хозяйским видом спрыгнул на пол.
Следующие полчаса были посвящены обнюхиванию и обтаптыванию моего жилья (кот обернулся, когда я закрыл окно, задумчиво посмотрел на меня, очевидно, убедился в отсутствии нехороших намерений, и продолжил инспекцию). Он последовал за мной и на кухню, возле лестницы задержавшись, глянув вниз и пару раз медленно качнув кончиком хвоста, но очевидно, желание познакомиться поближе с содержимым моего холодильника пересилило любопытство. Порадовать я его мог лишь блюдцем сметаны, которое он принял со сдержанной благодарностью, не сочтя нужным ни потереться об ноги, ни помяукать, ни позаглядывать в глаза. После трапезы джентльмену необходимо умыться, и так я его и оставил: старательно трущим мордочку боковой стороной передней левой лапы.
Пустой холодильник напомнил мне о необходимости сходить в магазин. Одевшись, я отправился за котом, но нигде его не нашёл. В конце концов я решил, что он покинул мой дом одному ему известным путём (дыра в стене гаража?), оставил сметаны перед дверью кухни и ушел.
Когда я вернулся, блюдечко стояло нетронутым.
Вскоре, впрочем, выяснилось, что кот считает эквилибристические экзерсисы на карнизе единственно возможным способом нанести мне визит. Он стал настоящим завсегдатаем: не реже, чем раз в три дня я слышал сдержанное царапанье в оконное стекло и торопился впустить гостя. Внутри кот вёл себя наилучшим образом: не носился, сшибая всё на своём пути, а ходил неспешно и с достоинством, не мяукал, а хранил сдержанное молчание, и предпочитал сворачиваться на коленях или в ногах, а не разваливаться поверх бумаг и поперёк подушки. Я завёл ему мисочку, поилку и лоток, хотя он редко оставался дольше суток – вероятно, где-то его ждали хозяева. Тем не менее, я придумал ему имя. Вернее, имя он выбрал сам, отвергнув различных умаляющих его достоинство «Снежков» и прочих, и соблаговолив принять лишь гордое «Маркиз». Впрочем, я тут же согласился с его предпочтениями: аристократизм чувствовался в каждом его мягком, сдержанном движении, сиял в белоснежной ухоженной шерсти, светился в ярко-жёлтых глазах. Признаться, я раньше не испытывал особой любви к кошкам, но к этому красавцу привязался, более того, бывало, придя домой и так и не услышав до вечера знакомое поскрёбывание, я ложился спать с ощущением, что мне чего-то недостаёт.
Однажды ночью (это была одна из тех ночей, что он провёл у меня) я резко проснулся – мне показалось, что в комнате кто-то есть. Уже полностью очнувшись ото сна и открыв глаза, я отчётливо услышал в мёртвой полночной тишине шелест переворачиваемых страниц – и никогда бы не подумал, что столь обыденный и в чём-то даже уютный звук способен вселять ужас. Вероятно, страх вызвала невероятность единственного варианта: какой вор залезет в дом и примется за ознакомление с хозяйской библиотекой в полной темноте, рядом с кроватью хозяина?!
Пока я искал разумное объяснение, жуткий шелест смолк, и с замиранием сердца я протянул руку и включил лампу на прикроватной тумбочке. Мигнув, она осветила комнату – в которой, разумеется, никого не было. Я с облегчением вздохнул, укорил себя за глупость и хотел было уже выключить свет, как взгляд мой упал на Маркиза.
Кот сидел у моих коленей и немигающим взглядом пронизывал пустоту перед собой. Он словно видел нечто, недоступное моему восприятию, и это нечто находилось едва ли в паре шагов от меня.
Хотя я никогда не считал себя трусливым человеком, мне вновь стало не по себе, и я поднялся и включил верхний свет. Кот моргнул, отвернулся и лёг, поджав под себя передние лапы и прикрыв глаза. Комнату по-прежнему заполняла бескрайняя тишина, но углы больше не таили теней, и я устыдился минутной слабости. Открыв окно, я вдохнул полной грудью прохладный весенний воздух, хранящий отдалённые запахи цветущих деревьев, и стоял так некоторое время, пока основательно не замёрз. Настоящий страх простудиться вытеснил иррациональный перед шелестом страниц (глупо, право же, и что на меня нашло?!), и, окончательно успокоенный, я лёг спать.
На следующее утро ночное происшествие показалось мне и вовсе смехотворным, тем более, что оно не повторилось. Меня сильнее заботило другое: шум отъезжающей машины, будивший меня в самые неподходящие часы. С приближением экзаменов я становился всё более нервным, особенно потому, что, не посвятив сну положенные восемь часов, я весь день чувствую себя разбитым и решительно неспособен сконцентрироваться на чтении, составляющем, к огромному огорчению, основу университетского медицинского образования. Наконец, терпение моё истощилось, и, поднятый с постели рёвом мотора в ранний час, я с раздражёнием накинул халат, отворил дверь и вышел на площадку.
К моему несказанному удивлению, шум доносился не с улицы, а с лестницы. Маркиз, спавший в ту ночь в моей комнате, подтвердил догадку, поспешив вниз. Я последовал за котом, и моим глазам открылось удивительное зрелище: кто-то принёс в гараж тускло светящую лампу, завёл древний драндулет (однако начищенный и явно в исправном состоянии) и отворил ворота. Самого хозяина я не увидел, вероятно, он открывал выезд. Я запоздало понял, что вести разговор через решётку и в одном домашнем халате поверх пижамы неудобно, и потому поднялся наверх, привёл себя в надлежащий вид и спустился по внешней лестнице.
Оказавший под аркой, я неожиданно осознал, что звук уже смолк, и поспешил во двор, надеясь перехватить водителя. Однако, вопреки моим ожиданиям, ни машины, ни её владельца в рассветной серости я не различил. Тут же меня отвлекли: на крыльцо вышла соседка, в домашнем халате и в бигуди. Не поздоровавшись, она возмутилась:
- О чём вы думаете, заводя машину в неполные пять утра! Вы едва ли не каждый день будите мою бедную девочку, не говоря уж о бабушке и обо мне самой! Ваше счастье, что мой муж очень крепко спит, он бы показал вам!
- Помилуйте, мадам, я сам не менее вашего возмущён подобной практикой, - сдержанно возразил я. – И собирался высказать своё неодобрение владельцу автомобиля, однако, вероятно, он уже уехал.
Женщина хмыкнула:
- Скорее, спрятался в гараже. Поговорите с хозяйкой, она должна прекратить это безобразие. Она, наверно, даёт ключи племяннику, а он не думает о жильцах!
Я попытался успокоить собеседницу:
- Постараюсь перехватить его в следующий раз и свяжусь с хозяйкой сегодня же.
- Спасибо, - она одарила меня дежурной, но всё же приятной улыбкой. - А то это уже невыносимо!
На том мы и расстались. Я поднялся к себе и тут же спустился - к гаражу. Соседка оказалась права: неизвестный выключил мотор и оставил автомобиль в гараже. Вновь с раздражением подумав о столь дурно воспитанном ровеснике, я поднялся к себе и следующие часы провёл в тщетных попытках заснуть. Разумеется, это не прибавило мне вежливости в обращении, и с хозяйкой я заговорил достаточно холодно. Вообразите же моё негодование, когда в ответ на описание утренних событий я получил лживое:
- Вам показалось.
В первую секунду я не нашёл слов, но, опомнившись, возмутился:
- Я своими глазами видел распахнутые ворота и заведённый автомобиль!
- Автомобиль стоит там со смерти деда, - нервно ответила хозяйка. – И с тех пор его никто не заводил. Более того, ворота открыть невозможно, их заложили кирпичом, ещё когда моя мать была жива.
Я был настолько поражён подобной наглостью, что, не прощаясь, повесил трубку. Минуту постояв в растерянности у телефонного автомата, я нашёл, наконец, объяснение подобному поведению в несомненном душевном расстройстве квартирной хозяйки. Однако, чтобы подтвердить диагноз, требовалось проверить её слова, поэтому, вернувшись вечером домой, я не стал подниматься к себе, а сразу прошёл во двор.
Только выходя из арки, я понял, что никогда не обращал внимания на стену под моими окнами – обычно я торопился наверх и лишь в день переезда бросил равнодушный взгляд на ничем не примечательный дворик. И вы можете представить, насколько я был поражён, действительно обнаружив, что въезд в гараж, всё ещё обозначенный крупными камнями, образующими широкую арку, заложен кирпичом, заштукатурен, покрашен и, более того, зарос плющом!
Сомневаясь уже в собственном умственном здоровье, я подошёл к стене, отнюдь не выглядящей новой, и прикоснулся к шероховатой, местами потрескавшейся поверхности. Её твёрдость убедила меня в реальности преграды.
Я вернулся домой, взял фонарик и уже внимательно оглядел гараж. Тут же глаз подметил множество деталей, упущенных в первый, поверхностный осмотр: и слой пыли на автомобиле, и сильно помятое левое крыло, и спущенные шины, и огромную, проржавевшую цепь на воротах, и полное отсутствие дневного света, который должен был бы проникать через щели между створами и притолокой.
Не в силах найти разумное объяснение произошедшему, я надеялся успокоить напряжённые нервы разговором с соседкой. К моему несказанному облегчению, она подтвердила, что слышала шум, однако о воротах ничего с точностью сказать не могла. По её лицу было понятно, что она находится в замешательстве, ведь из окна гостиной, где мы вели разговор за чашкой чая в компании бабушки, все прекрасно могли видеть глухую стену напротив. Однако и косвенного подтверждения было достаточно – я смог восстановить душевное равновесие.
Когда я уходил, пожилая дама, дремавшая во время нашего разговора, неожиданно очнулась и оживлённо укорила меня:
- Отчего же вы приходите без невесты?
Я растерялся и оттого ответил резковато:
- У меня нет невесты.
- Как же? – искренне удивилась она. – А кто же та милая девушка, что я видела в окне?
- Не представляю, о ком вы. Вы видели кого-то в окне моей комнаты?
- Вот в том, - старушка подняла дрожащую руку и указала на выходящее на лестничную площадку окно, – узком. Такая очаровательная девушка, но такая грустная, - она замолчала ненадолго и задумчиво повторила: - Такая грустная.
Я только и смог, что покачать головой.
- Она похожа на мою сестрицу, да, похожа, - уже почти неразборчиво проговорила она, кивая в такт своим словам и вновь погружаясь в дрёму. – И такая грустная…
Отчего-то от этих слов моё собственное сердце наполнилось печалью.
- Простите мою бабушку, - извинилась, провожая меня, хозяйка дома. – Она уже очень стара и заговаривается. Её сестра умерла много лет назад, но я не уверена, что бабуля это осознаёт.
Я заверил её в полном понимании, и мы расстались дружески. Направляясь домой, я не удержался и бросил взгляд наверх – но никого не увидел за мутноватым стеклом.
Владелец автомобиля, кем бы он ни был, словно бы устыдился, и стал заводить его реже. Пробуждаясь от ставшего уже привычным шума, я то и дело вскакивал и бежал наперегонки с Маркизом вниз, но ни разу мне не удалось застать неизвестного возмутителя спокойствия. Более того, творились странные вещи: стоило отвернуться или даже всего лишь отвлечься, и я обнаруживал себя в полной темноте, рядом с закрытым пыльным гаражом, хотя ещё секунду назад имел возможность любоваться на ярко освещённую машину и слушать урчание мотора.
Я никогда не был подвержен суевериям, но подобные необъяснимые происшествия смущали меня, и я начал подумывать о смене квартиры. Однако, когда я в шутку заговорил об этом с Маркизом и предложил последовать за мной, кот отреагировал столь бурно, что я был шокирован. Не вызывало никакого сомнения, что он прекрасно понял мои слова и по неизвестной причине отнёсся к подобным планам крайне отрицательно. Мне вспомнилось загаданное под Рождество желание, и с удивлением, смешанным с ужасом и трепетной радостью причастности к невероятному, я понял, что оно уже исполняется.
Разговор этот (если можно назвать разговором сцену, во время которой один говорит, а второй мяукает), состоялся накануне экзаменов, и следующие недели были посвящены им и только им. Странности дома словно поняли, что мне необходим покой, и пропали на время. Пройдя успешно все экзамены, я получил подтверждение перевода на следующий курс и задумался о том, как проведу каникулы. Мне одновременно хотелось бежать прочь от непонятных чудес и претило покидать загадочный дом. К тому же, в пенатах обосновался брат с семьёй, и можно было даже не мечтать о тишине и покое в полном детей деревенском доме. Итак, после недолгих размышлений я решил остаться в столице.
Уже через неделю я едва не пожалел о принятом решении. Меня разбудило мяуканье Маркиза: мой друг, обычно сдержанный, отчаянно скрёб дверь. Его тревога передалась мне, я вскочил с кровати и распахнул дверь. Против ожидания, кот замер на пороге, вызвав невольно раздражённое:
- Ты для этого меня разбудил?!
Кот ответил строгим взглядом, и в тот же миг я ощутил в воздухе странный запах. Поначалу я решил, что забыл закрыть горелку на плите, бросился в комнату за ключами и лихорадочно открыл замок на кухонной двери – лишь затем, чтобы убедиться в полной необоснованности опасений. Остановившись растерянно на пороге, я услышал доносящиеся снизу тихие голоса и заунывную восточную – вероятно, индийскую – музыку. Смешиваясь с неприятным запахом, они порождали крайне раздражающее сочетание, однако раздражение это обострило мою память, и потребовалось менее минуты, чтобы понять: внизу расположились курильщики опия.
Не мешкая, я спустился, едва не споткнувшись о бросившегося мне под ноги Маркиза, спешащего проделать намеченный путь раньше меня. К огромному моему удивлению, в полутьме крохотной лестничной площадки я различил две фигуры у открытой решётки. Подойдя ближе, я понял, что передо мной две женщины, или, скорее, ещё девушки. Та, что стояла справа, была одета более чем скромно: светлая блуза с зауженной талией и пышными рукавами, и тёмная юбка до пола. О подол настойчиво тёрся кот, которого я уже почти привык считать своим. Тёмные же волосы собраны в причёску, детали её ускользнули от меня в сумраке, однако я прекрасно разглядел встревоженное и удивлённое выражение милого лица незнакомки – и сам ощутил недоумение: она ничуть не походила на курильщицу опиума, однако запах окутывал меня теперь вязким, плотным, почти ощутимым саваном.
В замешательстве я перевёл глаза на вторую девушку – та, в противоположность хозяйке Маркиза, выглядела как многие из моих знакомых: яркое платье с глубоким декольте, короткая стрижка, густо накрашенное лицо и вызывающий взгляд. И всё же, несмотря на очевидное различие, нечто в их чертах подсказывало, что передо мной сёстры.
За их спинами угадывались ещё несколько человек, сидящих, прислонившись спиной к дверце и колёсам автомобиля. Все они, очевидно, находились в наркотическом опьянении, поскольку никак не отреагировали на моё появление.
Старшая одарила меня смущённым взглядом, и я вспомнил, что пришёл, как был, в пижаме. Однако я счёл, что обстановка не располагает к скрупулёзному соблюдению приличий, и строго произнёс:
- У вас есть три минуты, чтобы погасить кальяны и покинуть помещение, в противном случае я не поленюсь сообщить жандармам о происходящем здесь. Запах доходит даже до моей квартиры, и вы глубоко ошибаетесь, если считаете, что я намерен терпеть здесь притон.
По взгляду, который строго одетая девушка бросила на сестру, я понял, что она, вероятно, сама только что обнаружила хулиганку и пыталась воззвать к её совести и разуму – их голоса я и слышал сверху. Однако в тоне наркоманки не прозвучало раскаяния, когда она неохотно протянула:
- Ладно.
Сестра обняла ей одной рукой за плечи и повела внутрь; ощутив, как Маркиз трогает меня лапой за пижамную штанину, я опустил глаза и пожурил его:
- Эх ты, слуга двух господ!
Моя реплика в большей мере предназначалась уходящей девушке – я надеялся завязать разговор и больше узнать о происходящих здесь чудесах и, возможно, о ней самой. Но когда я, не дождавшись ответа от истинного адресата замечания, поднял глаза, взгляд мой натолкнулся на знакомые прутья решётки и, миновав это досадное препятствие, утонул в кромешной темноте гаража.
В последующие дни я не раз вспоминал странное событие, гадая, кто же эти девушки, откуда они пришли и куда исчезли, стоило лишь отвести глаза. Призраки, феи, обитательницы параллельного мира, галлюцинации, вызванные запахом опиума, исходящим из совершенно реального притона, устроенного племянником хозяйки? Впрочем, от последней версии я отказался: мои сверстники предпочитали более сильные и современные наркотики, коих, к моему огромному сожалению, в последнее десятилетие создали великое множество.
Случай – или, скорее, бдительность Маркиза – позволили мне вскоре вновь увидеться с его загадочной хозяйкой. К несчастью, встреча эта произошла в обстоятельствах, ничуть не способствовавших мирному, дружескому общению.
Прошло не более месяца, и я с ощущением дежавю проснулся от истошного крика Маркиза, мечущегося между моей кроватью и дверью. Как и в прошлый раз, я вскочил, не раздумывая; но теперь, стоило мне приотворить дверь, как кот проскользнул в щель и бросился вниз по лестнице. Я поспешил за ним, перепрыгивая через ступеньки: пролёт окутывали клубы дыма, а в лёгкие мгновенно ворвалась удушающая вонь горящей резины, краски и дерева. Решётка вновь оказалась отворена, и в слабых отблесках пожара я различил тела в знакомых позах и скорчившуюся у ворот тонкую фигуру: ноги уже не держали её, судорожный кашель разрывал горло, но моя незнакомка из последних сил пыталась отворить ворота. Я мгновенно пришёл ей на помощь: засов с трудом поддавался, но мне всё же удалось сдвинуть его и распахнуть створки.
Я подхватил на руки опустившуюся бессильно девушку и вынес её на свежий ночной воздух, но взглянув на её бледное лицо, с тревогой понял, что она потеряла сознание. Опустив свою бесценную ношу на землю, я осторожно похлопал её по щекам, надеясь, что чистый воздух вскоре окажет целительное воздействие, и досадуя, что в образовании своём не дошёл ещё до помощи при удушьях.
К моей несказанной радости, она быстро пришла в себя, и в обращённом на меня взгляде я прочёл искреннюю и горячую благодарность, позволившую почувствовать себя героем. Однако тут же лицо её исказилось тревогой и, приподнявшись в моих объятьях, она резко показала мне за спину, вымолвив лишь:
- Там…
И тяжело закашлявшись. Её отчаянный жест заставил меня вспомнить об оставшихся внутри людях, я бережно положил спасённую на землю и бросился назад, намереваясь вынести стольких, скольких смогу. Однако первым мне под ноги попался Маркиз, я кинулся за котом, опасаясь, что он задохнется – и оказался на лестнице. Обернувшись, я увидел закрытую решётку, а выбежав на улицу - ровную стену, затянутую буйными джунглями неподвижных, чёрных в лунном свете плетей плюща.
Моя чудесная незнакомка тоже исчезла, и мне оставалось только надеяться, что здоровье её не пострадало, и что я её ещё увижу. А также, что кто-то подоспел на помощь оставшимся в гараже людям – хотя, признаться, я чувствовал глухое раздражение при мысли о том, что их пагубное пристрастие могло стоить жизни моему прекрасному видению.
Мысли о ней настолько занимали меня, что несколько дней я провёл как лунатик, мало интересуясь происходящим вокруг. Из прострации меня вывел цветочный горшок, пролетевший на расстоянии вытянутой руки и разбившийся о дно бадьи. Я очнулся и понял, что стою под домом, а наверху квартирная хозяйка вытягивает руки с новым снарядом.
- Что вы делаете?! – воскликнул я.
- О, простите, я вас не заметила, - испугалась она. – Я выбрасываю эти ужасные горшки. Здесь жила моя тётка. Старуха на днях умерла, и я могу наконец избавиться от её балконной оранжереи и сдать этот этаж. Кстати, если хотите, можете переехать сюда.
- Благодарю, но меня устраивает нынешняя квартира, - сухо ответил я. - Однако, если цветы вам не нужны, я заберу их.
На втором этаже оказалось чисто, светло и уютно; следующие полчаса я был занят размещением растений на лестничной площадке. Когда я выносил уже последний горшок, взгляд мой упал на пожелтевшую фотографию, стоящую на комоде поверх кружевной салфетки тонкой работы. И сердце моё замерло: со снимка глядела моя незнакомка, а на коленях у неё – ошибки быть не могло – с гордостью восседал Маркиз.
- Кто это? – выдохнул я, услышав шаги хозяйки.
- Это она, моя тётка, - ответила она. – Тут она ещё до падения. Потом-то она долго не могла сидеть, не то что ходить, и с тех пор часто болела.
- Она вышла замуж?
- Нет, что вы, - фыркнула хозяйка. – Кому нужна такая жена… А прожила столько лет! Моя мать вон умерла рано… хотя моя мать сама виновата, - и она со вздохом отвернулась.
Только тем огорчением, что я испытал при этом разговоре, можно объяснить следующий жест: я схватил фотографию и спрятал её под рубашку, и лишь затем осознал, что творю. Но мысль вернуть украденное так и не посетила мою голову.
Найдя место для последнего цветка, я опустился на верхнюю ступеньку и тяжело опёрся спиной о стену.
Что же это?! Неужели я спас её лишь для того, чтобы она влачила подобное тягостное существование? Неужели это возможно?! Нет, нет, я должен увидеть её снова, я должен всё исправить!
Глядя на её портрет, переживая вновь и вновь краткие, но волнующие минуты нашей встречи и сожалея о том, что завершилась она прежде, чем мы смогли перемолвиться хотя бы парою слов, я не сразу осознал другую потерю: исчез Маркиз. Страшнее всего было подумать, что он погиб в том пожаре, приведя меня к хозяйке, однако эта самая горькая возможность была и самой вероятной. Я вскакивал на каждый шорох, однако раз за разом это оказывались голуби либо моё разыгравшееся воображение. Пока однажды, душной июльской ночью, в которую я оставил окно открытым, не случилось то, чего я давно уже подспудно боялся: по пути ко мне Маркиз сорвался с карниза.
Я очнулся от раздирающего слух скрежета когтей по металлу и от короткого кошачьего вскрика; мгновенно угадав, что произошло, я бросился к окну. Белое тельце словно светилось на фоне поросших травой камней внизу; отчаянно надеясь, что он успел перевернуться в воздухе и упал на лапы, я поспешил на улицу. Спустившись, я увидел, что кот идёт мне навстречу, но вид у него был неважный. Я аккуратно взял его на руки и отнёс наверх, устроив в кровати на свёрнутом удобно одеяле. Когда Маркиз не отказался от принесённого блюдца сметаны, я вздохнул с облегчением: похоже, мой друг отделался испугом. Я сидел рядом, пока он не заснул, затем выключил свет и расположился на любезно оставленной половине кровати.
Проснулся я поздним утром – очевидно, организму потребовалось возместить ночные треволнения. Маркиза на прежнем месте не оказалось, и я ощутил лёгкое беспокойство. Одевшись, я заглянул под кровать и в ванную, но нигде его не обнаружил. Беспокойство переросло в тревогу: я понял, что не закрыл комнату, и с ужасом вспомнил, что кошки ищут тёмное место, чтобы умереть. Я бросился вон и поспешил вниз по лестнице, и лишь на последней ступеньке осознал, что вновь вижу решётку отворённой, а из гаража льётся свет. Но не это заставило меня замереть: внутри кто-то тихо плакал.
Я беззвучно вошёл и увидел на табурете в углу мою незнакомку, всхлипывающую, спрятав лицо в ладонях. Тут же нашёлся и Маркиз, встревоженно шерстящий белым боком тёмно-синюю юбку хозяйки. Я подошёл ближе и сочувственно спросил:
- Что случилось, мадмуазель? Могу ли я чем-то помочь?
Девушка отняла руки от залитого слезами лица и поспешила выпрямиться и промокнуть глаза платком:
- О нет, месье, со мной всё в порядке. Я… я всего лишь очень устала, - она взглянула на меня и ахнула: - Вы! Я помню вас, месье! Вы вынесли меня отсюда в прошлом году, когда случился пожар… Но куда вы исчезли затем?! Нет, не подумайте, что я вас укоряю, вовсе нет, напротив, я хотела вас поблагодарить. Отец сказал, что друзей моей сестры уже было не спасти, да и сама она выжила лишь чудом. Но, боюсь, мы всё равно её потеряем, она уже никого не слушает, лишь вам тогда удалось повлиять на неё, пусть и ненадолго… Простите, - спохватилась она, неловко улыбнувшись. – Мои тяготы ничуть вас не затрагивают.
- Отчего же, - горячо возразил я. – Если есть что-либо, что я могу совершить, чтобы высушить ваши слёзы, скажите, и я сделаю это с радостью!
Она зарделась смущённо и опустила взгляд, и сразу же на ум ей пришёл очевидный вопрос, заставивший её вновь поднять на меня прекрасные глубокие глаза:
- Месье, но откуда же вы пришли?
- Со второго этажа, - ответил я, улыбаясь.
- Вероятно, вы ангел, сошедший со страниц Библии, - с лёгкой иронией заметила она. – Поскольку на втором этаже библиотека.
Я рассмеялся подобному предположению и покачал головой:
- О нет, я всего лишь простой смертный, - я предложил ей руку, на которую она оперлась с благодарностью, поднимаясь, и кивнул на следующего за хозяйкой кота. – Если и есть во всей этой истории чудесное существо, то это Маркиз.
- Месье, вы назвали имя моего питомца, и продолжаете утверждать, что в вас самом нет ничего чудесного? – с очаровавшей меня логикой спросила она.
В тот же миг я понял, что сдался без боя взгляду этих глаз и заранее готов согласиться с любым утверждением. Однако что-то во мне требовало и её приобщить к творящимся в этом доме чудесам, и я предложил:
- Идёмте со мной, и вы убедитесь сами, что на втором этаже моя квартира.
Девушка задумалась на миг, а в следующий уже решительно кивнула. Сад её очаровал, она с детским восторгом перечисляла названия цветов и восхищалась их красотой. У окна она на миг замерла и задумчиво произнесла, глядя во двор:
- Я шла сюда, но в гараже нахлынули воспоминания… Я часто ходила наверх после того, как встретила вас, пыталась понять… И я привыкла, покидая библиотеку, бросать взгляд во двор. Несколько лет назад я стояла здесь же и думала. Мысли мои были невесёлыми: отец работает врачом, часто его будят посреди ночи звонки пациентов, и он несётся к ним сквозь темноту в этом ужасном автомобиле… Я так боюсь за него! Он обещал, что прекратит поездки, когда найдёт ученика или компаньона, но он так требователен… И сестра… я думала о сестре… и вдруг увидела в окне дома напротив пожилую даму, улыбнувшуюся и помахавшую мне рукой. Я улыбнулась и помахала в ответ, и мне стало легче, сама не знаю, отчего. И лишь потом я поняла, что в доме напротив живут две юные сестры… странно, не правда ли? – порывисто обернулась она ко мне. – И вы…
- Странно, - согласился я, подходя ближе и беря её за руку. – Странно и чудесно, и разве не прекрасны эти чудеса, если они помогли нам встретиться?
Она улыбнулась и кивнула, смутилась собственной смелости и попятилась к лестнице:
- Пожалуй, мне пора уже идти, отец должен скоро вернуться, а обед ещё не готов.
Она резко развернулась, и вдруг словно запнулась, взмахнула руками, вскрикнув – и в последнюю секунду я успел подхватить её, удержав от падения вниз по ступенькам.
- Маркиз! - воскликнула девушка. – Вечно он крутится под ногами!
Я собирался уже выругать кота, но не смог произнести ни слова: он смотрел на меня с таким облегчением и благодарностью, словно… впрочем, отчего же «словно»? Я действительно спас его хозяйку. Сначала от гибели, а затем, когда всё повернулось не так, как нам с ним хотелось – и от тяжёлого увечья. О, я знаю, что Маркиз не желал ей зла, отнюдь! Не его вина, что любимая хозяйка шагнула к лестнице, глядя в окно, и потому не заметила кота, стремящегося отвлечь её от печальных мыслей. Но отважный друг смог вновь привести меня, чтобы я раз и навсегда изменил её судьбу. Дорога была долгой, но, право же, ради той, что ожидала нас, мы оба готовы были повторить пройденный путь ещё тысячу раз.
Я взял Маркиза и подал его хозяйке, а затем поднял и её на руки, и с величайшей осторожностью принялся спускаться по лестнице.
- Что вы делаете! – воскликнула моя фея. – Если отец увидит…
- Если он увидит, - подхватил я, - надеюсь, это побудит его серьёзно отнестись к моему предложению руки – а сердце и так уже вам принадлежит.
Она покраснела, но не возразила ничего и предпочла спрятать лицо в пышной шубке кота. Впрочем, слова нам были и не нужны: последняя ступенька осталась позади, а наша история – только начиналась.
Только я обрадовалась, что во второй раз успела до Коши, как прочитала комментарий Irenы... И обнаружила, что и правда, кой-чего не хватает. В общем и целом - весьма симпатично, несостыковок не заметила, но осталась пара вопросов, которые, возможно, разрешатся, если появится окончание рассказа (если оно есть). Кое-где, на мой взгляд, переизбыток определяющих слов, что затрудняет чтение, особенно в начале, затем сюжет увлекает, и стиль воспринимается гораздо легче. По мелочам:
"Этот вариант находился уже в предместье, что, впрочем, имело свои преимущества: улица радовала глаз зеленью, а уши - тишиной." Главгерой - одноглаз? Потому как ушей у него всё же двое, а вот глаз почему-то оказался без пары.
"Судя по остаткам лепнины и по великолепной работы кованым железным воротам, первые владельцы не лишены были вкуса. Слева от ворот тянулась глухая стена, справа три окна прятали квартирное нутро за тюлевыми занавесками, выдавая пол владелицы,"
"Слева было две двери, больше рассмотреть ничего не удалось: квартирная хозяйка тут же открыла вторую и повела меня вверх по узкой лестнице." Дальнюю? Поскольку непонятно, какая из них первая, а какая вторая.
"и о сам ой нижней лестничной площадке." Разрыв слова пробелом
"Старушка редко выходила на улицу, предпочитая сидеть у окна гостиной, где я её и увидел впервые. Мы махали друг другу, когда я открывал окно, чтобы добавить птицам корм." Может, связать эти две фразы каким-нибудь "частенько"? Иначе получается разрыв в таком плавном повествовании.
"бросил вниз сердитый взгляд. Мне ответил разочарованным пышношёрстный белый кот, под передними лапами которого валялось на карнизе несколько перьев из голубиного хвоста." Споткнулась в начале второго предложения. Может, всё же повторить слово "взгляд"?
"Вскоре, впрочем, выяснилось, что кот считает эквилибристические экзерсисы на карнизе единственно возможным способом нанести мне визит." Не лучше ли: "Вскоре, впрочем, выяснилось, что кот считает единственно возможным способом нанести мне визит эквилибристические экзерсисы на карнизе." Так предложение лучше встраивается в текст.
"Я завёл ему мисочку, поилку и лоток, хотя он редко оставался дольше суток – вероятно, где-то его ждали хозяева." Какой ответственный мальчик! И хозяйственный:)
"и полное отсутствие дневного света, который должен был бы проникать через щели между створами и притолокой." А притолока - она и у ворот бывает? Я думала, только у дверей, но могу ошибаться.
"Я заверил её в полном понимании, и мы расстались дружески." Своём? Так, на мой взгляд, глаже.
"Против ожидания, кот замер на пороге, вызвав невольно раздражённое: - Ты для этого меня разбудил?!" О, как это знакомо! Кто "не в теме", гляньте сюда
"- О, простите, я вас не заметила, - испугалась она." Раз испугалась - восклицательный знак!
"И сердце моё замерло: со снимка глядела моя незнакомка, а на коленях у неё – ошибки быть не могло – с гордостью восседал Маркиз. Переизбыток притяжательных местоимений.
Ждём энда - и так понятно что хэппи, но всё ж Живу в параллельном мире. Захожу в гости.
Сообщение отредактировал Пикси - Четверг, 12.07.2012, 03:17
Вот немножко я запуталась в сестрах. Там были две пары сестер? Я поначалу думала, что старушка-соседка, что спрашивала про невесту, и есть та тетка владелицы цветов, "незнакомка". Но - если в конце девушка говорит, что "в доме напротив живут две юные сестры", то не саму же себя она имеет в виду...
Это я виновата. Привыкла, что обычно все форумы сообщают, что лимит сообщения превышен. А на ucoz-е не сообщает, собака. Молча режет. Сейчас, кажется, все нормально?
Общее впечатление - понравилось, хоть и до конца рассказа не смогла взять в толк, о каком времени ведется повествование. Понравилась неспешная стилизация под рассказы о "домах с привидениями" девятнадцатого-начала двадцатого века (куда-то сюда поначалу я действие и "привязала", но упоминания о новых автомобилях и синтетических наркотиках привязку оторвали). Понравилось, как прописан герой, как неторопливо ведется повествование, как уделяется внимание деталям, и лавстори в лучших традициях подобных рассказов тронула тоже...
Но - ведерко дегтя в бочке меда:
Quote
Моё будущее жилище
Спойлер?-)
Quote
первые владельцы не лишены были вкуса.
А может, они все еще владеют домом? Ведь не сказано, что этому дому сто или более лет.
Quote
окна прятали квартирное нутро за тюлевыми занавесками, выдавая пол владелицы
А двое хозяев - мужчина и женщина - не вариант? Или в то время мужчинам под страхом семрти запрещалось вешать на окна тюль?-) И пол владелицы мог быть мужским?-)
Quote
длинный балкон с закрытыми ставнями
Поточнее бы выразиться?..
Толковый словарь Ушакова онлайн СТАВНЯ, ставни, р. мн. ставен, ж. 1. Двустворчатый или одностворчатый деревянный Затвор у окон. В окнах домов и в щелях ставен землянок засветились огни. Л. Толстой. Открыть ставни. 2. Затвор в нижней части плотины, открываемый для спуска воды (спец.).
Quote
дверцу в воротах
Калитку?-)
КАЛИТКА — КАЛИТКА, и, жен. Дверца в заборе, в воротах. Садовая к. | прил. калиточный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Quote
Перешагнув через порог, я оказался под аркой, ведущей во внутренний двор. Слева было две двери,
ОЙ. Кажется, я потерялась Читаю:
Quote
Перешагнув через порог
Думаю: через порог калитки (да, бывают и такие, у нас в доме был). Читаю дальше:
Quote
я оказался под аркой, ведущей во внутренний двор.
Ага, я была права!.. И:
Quote
Слева было две двери,
Хм... Нет, не через порог калитки... Через порог дома? Или калитки, но арка там была длинная и каменная, как в средневековом замке? С бойницами в своде, чтбы при штурме стрелки могли выбивать нападающих сверху? Кхм.
А́РКА, -и, род. мн. арок, жен. 1. Обычно дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы. А. Победы. Триумфальная а.
Значит, все-таки в доме? Только нам забыли про это сказать? И арка в доме, наверное, коридор называется?-)
Quote
надежда наконец обзавестись съёмным жильём воспрянула
Канцелярит-с... И "надежда воспрянула" - это авторский подход к идиомам?-) Если радость при виде проходной кухни я могла еще себе объяснить тем, что, может, это влияло на снижение цены, то
Quote
Но тут же стало понятно, почему меня так радушно встретили: в проёме показалась лестничная площадка.
получилось приписать только некоему тайному обществу владельцев лестничных площадок, предписывающему встречать возможных квартирантов исключительно с радостью
Quote
она приглашающе повела рукой внутрь.
Quote
Комната возместила недостатки планировки
Quote
потребовались дополнительные бумаги для законного проживания на новом месте
Коряво.
Quote
пора было прекращать злоупотреблять гостеприимством знакомого крёстной
Quote
удержался от удовлетворённой улыбки
Quote
Вскоре, впрочем, выяснилось
Это такие скороговорки?-)
Quote
названная сумма соответствовала моему бюджету.
Quote
Я спросил о возможности переехать завтра же и получил положительный ответ.
Канцелярит.
Quote
Когда я вернулся, блюдечко стояло нетронутым.
А сметана?-)))))
Quote
я отчётливо услышал в мёртвой полночной тишине
Часы пробили полночь? Тогда это не тишина. Не пробили? А откуда тогда он узнал время?-)
Quote
Опустив свою бесценную ношу на землю, я осторожно похлопал её по щекам
Ношу?-))))
Quote
Опустив свою бесценную ношу на землю
Quote
я бережно положил спасённую на землю
Еще раз?-)
Quote
Мысли о ней настолько занимали меня, что несколько дней я провёл как лунатик, мало интересуясь происходящим вокруг. Из прострации меня вывел цветочный горшок, пролетевший на расстоянии вытянутой руки и разбившийся о дно бадьи.
Сюрреализм?-) И странный способ избавляться от ненужных вещей - выбрасывать их в окно
Quote
Неужели я спас её лишь для того, чтобы она влачила подобное тягостное существование? Неужели это возможно?! Нет, нет, я должен увидеть её снова, я должен всё исправить!
Убить или не спасать?
Quote
встревоженно шерстящий белым боком тёмно-синюю юбку хозяйки
ШЕРСТИТЬ, л. не употр., шерстишь, несов. О грубой шерстяной ткани: раздражать кожу прикосновением. Фуфайка шерстит. Платье шерстит.
Ну и так далее, и далее и далее - не буду утомлять Вас своими придирками
И вопрос: а в каком времени они будут вместе эить-поживать? Напрашивается вариант про ученика, найденного дедом... Я - кошка. Хожу, где вздумается. Гуляю сама по себе.
Irena, просмотрела С моим цифровым кретинизмом цифры в один глаз влетают, в другой вылетают, если их не повторить медленно и раз пять Я - кошка. Хожу, где вздумается. Гуляю сама по себе.
переизбыток определяющих слов, что затрудняет чтение,
А мне ничего не мешало ))) Я люблю завитушки))) Тем более - тут стилизация, а в старые времена писали куда подробнее. Даже в 60-е годы. Про 19-й век вообще молчу...
Пожалуйста. Сестёр действительно две пары - незнакомка и её сестра, бабушка соседки и сестра этой бабушки.
Quote (Irena)
Тем более - тут стилизация, а в старые времена писали куда подробнее. Даже в 60-е годы. Про 19-й век вообще молчу...
Спасибо, что защищаете "завитушки". Без них никак. Тем более что молодой человек - выходец из хоть и обедневшей, но всё ещё дворянской семьи, который и в своём времени "чувствует себя анахронизмом". Ему положено мыслить не современным сленгом, и даже не в стиле молодёжи шестидесятых.
Пикси,
Quote (Пикси)
Главгерой - одноглаз? Потому как ушей у него всё же двое, а вот глаз почему-то оказался без пары. smile
Нет-нет, это мой недосмотр, спасибо.
Quote (Irena)
Дальнюю? Поскольку непонятно, какая из них первая, а какая вторая.
И вновь вы правы. Благодарю за замечания по стилю, обязательно обдумаю предложенные варианты.
Quote (Пикси)
А притолока - она и у ворот бывает? Я думала, только у дверей, но могу ошибаться.
Полагаю, вы опять-таки правы! Однако не знаю, как иначе назвать балку, к которой сверху примыкают ворота.
Quote (Пикси)
В конце, по-моему, автор переборщил с нежностями, но зато как романтично!:)))
Герой рассказа влюблён. Думаю, это многое объясняет в его поведении.
Коша, Очень жаль, что первая строчка ускользнула от вашего внимания. Впрочем, это знак мне, что надо сделать так, чтобы информация повторялась
Quote (Коша)
медленно и раз пять smile
Quote (Коша)
Или в то время мужчинам под страхом семрти запрещалось вешать на окна тюль?-)
По моим наблюдениям, одинокие мужчины не склонны занавешивать все окна кружевами. Это более свойственно милым дамам. Я изменю текст, чтобы стало понятно, что там живёт женщина, а не мужчина. Умилительных котят, к примеру, добавлю на тюль.
Quote (Коша)
длинный балкон с закрытыми ставнями Поточнее бы выразиться?..
Постараюсь, хотя не понимаю, отчего у вас возникла проблема - "ставни" употреблены именно в первом словарном значении. Пока что, посмотрите, пожалуйста, сюда. Ставни, правда, открыты.
Quote (Коша)
Quote дверцу в воротах Калитку?-)
Калитка - это русская деревня. Будьте так добры заглянуть на этот раз сюда: в правом створе ворот видна прорезанная дверь. Надеюсь, эти примеры помогли вам представить, что имел в виду автор. Разумеется, всё это должно было стать ясно из текста, а не из комментариев, и меня оправдывает лишь былая уверенность в том, что всё и так понятно.
Quote (Коша)
ОЙ. Кажется, я потерялась smile
Попробую вывести вас обратно на тропу войны с авторским стилем к "калитке". Порожек есть - вы угадали. Этот порожек - нижняя часть створки ворот, в которой дверь прорезана. Далее. Дом двухэтажный - это сказано в тексте, в начале. В середине дома - ворота (вероятно, стоило это уточнить). Таким образом, сам дом как бы образует сильно растянутую букву "п". Слева на первом этаже - глухая стена гаража, справа - апартаменты хозяйки с тюлем. На втором этаже слева - задняя стена, посередине и справа - длинный балкон, то есть в начале рассказа просто пустующее жильё, в середине и ближе к концу - дом тётки хозяйки, в новой версии прошлого выжившей после пожара, поэтому там и появляются цветы. Над воротами и далее второй этаж дома образует арку - она же проход во внутренний двор. Коридором свободное пространство под ней назвать нельзя, поскольку там может проехать автомобиль. Надеюсь, вместе со мной вы выбрались из архитектурных дебрей. Однако, раз возникают такие сложности, не стану закрывать на них глаза и обязательно постараюсь лучше проработать описание. А от второй двери я избавлюсь - чтобы не терять по дороге читателей
Quote (Коша)
Канцелярит-с...
Увы, на него мне указывать бесполезно - я его просто не вижу, даже когда в него деликатно тыкают коготком, и, соответственно, я не в состоянии его отловить и уничтожить.
Quote (Коша)
получилось приписать только некоему тайному обществу владельцев лестничных площадок, предписывающему встречать возможных квартирантов исключительно с радостью smile
Вам бы понравилась лестничная площадка посреди квартиры? Такие "шикарные" апартаменты, да ещё и на окраине, сложно сдать.
Quote (Коша)
Коряво.
С удовольствием ознакомлюсь с вашими вариантами (вежливость или канцелярит? Увы, ответ на этот вопрос лежит за пределами моего понимания).
Quote (Коша)
Это такие скороговорки?-)
Повторение букв? В первом случае, пожалуй, действительно перебор.
Quote (Коша)
Канцелярит.
И вновь - увы.
Quote (Коша)
Сюрреализм?-) И странный способ избавляться от ненужных вещей - выбрасывать их в окно
Задумчивый и влюблённый юноша. Квартирной хозяйке пришлось двадцать лет подряд ухаживать за больной тёткой, которая ещё и оранжерею развела, которую поливать всё той же хозяйке, поскольку тётка не встаёт - какое моральное удовлетворение от выбрасывания всей этой зелени в окно можно получить! Опять же, не надо по лестнице вниз десять раз бегать с тяжёлым горшком.
Quote (Коша)
ШЕРСТИТЬ, л. не употр., шерстишь, несов. О грубой шерстяной ткани: раздражать кожу прикосновением. Фуфайка шерстит. Платье шерстит.
С точки зрения соответствия словарю вы, несомненно, правы. Но "покрывал шерстью", согласитесь, не звучит. И не пресловутый ли это канцелярит?
Quote (Коша)
Ну и так далее, и далее и далее - не буду утомлять Вас своими придирками
Утомляйте - в ведре дёгтя есть зерно истины. И в моём рассказе, несомненно, есть, что улучшить. Вы свой вклад внесли, за что большое вам авторское спасибо.
Quote (Коша)
И вопрос: а в каком времени они будут вместе эить-поживать? Напрашивается вариант про ученика, найденного дедом... wink
Правильно напрашивается. Возможно, не сразу, ведь пока главный герой - даже ещё не студент второго курса. Но со временем...
Сообщение отредактировал Месье_Ле_Ша - Суббота, 14.07.2012, 15:07
Однако не знаю, как иначе назвать балку, к которой сверху примыкают ворота.
Перекладина?-)
Quote
Впрочем, это знак мне, что надо сделать так, чтобы информация повторялась
Хотя бы в одном месте? Хотя бы намеком? Привязкой к политической ситуации, открытиям, полету в космос?..
Quote
Умилительных котят, к примеру, добавлю на тюль.
Сдалейте ее розовой - стопроцентное попадание!-) Про балкон: ставни открыты. да, но они ведь открыты не у балкона, а балконной двери. Потому что балкон это
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "БАЛКОН" балкон [балкон] м.1) Площадка с перилами, укрепленная на балках, выступающих из наружной стены здания, и сообщающаяся с внутренними помещениями. 2) а) Верхний и средний ярусы зрительного зала. б) Места, расположенные в этой части зрительного зала.
Однако, раз возникают такие сложности, не стану закрывать на них глаза и обязательно постараюсь лучше проработать описание.
Вот теперь нашлась
Quote
Вам бы понравилась лестничная площадка посреди квартиры?
Я бы отнеслась к ней философски: есть - значит, надо
Quote
Повторение букв? В первом случае, пожалуй, действительно перебор.
Да, повторение, и цепочка многосложных труднопроизносимых в такой комбинации слов. По поводу повторений слов на одну букву - два максимум. Дальше уже "мысленный язык" заплетается
Quote
Quote она приглашающе повела рукой внутрь.
Она повела рукой, приглашая взглянуть (пройти)?
Quote
Quote Комната возместила недостатки планировки
При виде комнаты я простил этому дому все недостатки планировки?-)
Quote
Quote потребовались дополнительные бумаги для законного проживания на новом месте
Для оформления проживания?
Quote (Месье_Ле_Ша)
Опять же, не надо по лестнице вниз десять раз бегать с тяжёлым горшком.
Она была итальянка? Говорят, у них распространен такой подход - правда, под новый год только ))))
Quote (Месье_Ле_Ша)
С точки зрения соответствия словарю вы, несомненно, правы. Но "покрывал шерстью", согласитесь, не звучит. И не пресловутый ли это канцелярит?
Как насчет "оставляя белые шерстинки..."?
Quote (Месье_Ле_Ша)
Вы свой вклад внесли, за что большое вам авторское спасибо.
Большое пожалуйста - рада, что в чем-то Вам помогла Я - кошка. Хожу, где вздумается. Гуляю сама по себе.
С другой стороны: а мамы-папы у героя нет? С точки зрения которых он пропадет неизвестно куда? ((
Поскольку, строя планы на каникулы, он подумал только о брате с семьёй, вероятно, родителей у него нет. А брату можно написать письмо и сообщить в нём, например, что отправился с Красным крестом куда-нибудь в Африку. Навсегда.
Quote (Irena)
А "шерстит" звучит отлично, хотя словарю и не соответствует. Владельцам белых пушистых котов происходящее должно быть очень понятно smile
Приятно, что мы сошлись во мнении
Коша,
Quote (Коша)
Перекладина?-)
Словарь и в этом случае приводит исключительно примеры с дверью, ворота у него отчего-то не в чести.
Quote (Коша)
Хотя бы в одном месте? Хотя бы намеком? Привязкой к политической ситуации, открытиям, полету в космос?..
Наркотики, автомобиль, то, что главный герой вернулся из армии и знаком с опиумом (война с Алжиром)? Вероятно, эти намёки не слишком очевидны, и нужно в самом начале дать некий чёткий ориентир. Ввести слова "сексуальная революция" в описание знакомых девушек главного героя?
Quote (Коша)
Сдалейте ее розовой - стопроцентное попадание!-) Про балкон: ставни открыты. да, но они ведь открыты не у балкона, а балконной двери. Потому что балкон это
Фу, розовый тюль, это уж слишком, квартирная хозяйка всё же не юная барби-девочка. Да, конечно, ставни не на самой решётке балкона, но так ли уж нужно уточнение, ведь это само собой разумеется? Три мои попытки ввести его в текст окончились неудачно - менялся смысл фразы и она разрасталась до описания такой длины, которая обычно вызывает у читателя желание проскочить неинтересный пассаж.
Quote (Коша)
А насчет ворот мне представилось вот такое:
Но сходство всё же есть, не правда ли?
Quote (Коша)
Для оформления проживания?
Благодарю за предложенные варианты, они действительно звучат лучше. Хотя последний вновь пугает меня призраком канцелярита.
Quote (Коша)
Как насчет "оставляя белые шерстинки..."?
Немного не то. Важно ведь, что кот обтирается об ноги хозяйки, заявляет "Моя-мрр!", а не то, что ей потом чистить юбку придётся. Да и наличие или отсутствие шерстинок на юбке главный герой вряд ли бы разглядел в полутьме.
Quote (Коша)
Она была итальянка? Говорят, у них распространен такой подход - правда, под новый год только ))))
Забавно... Хозяйка настоящего дома, с которого списано временное жилище главного героя, действительно имела итальянские корни.
Словарь и в этом случае приводит исключительно примеры с дверью, ворота у него отчего-то не в чести.
А вот мне умная мысль пришла: почему не использовать "арка ворот" - тогда будет предельно ясно, какой конструкции ворота имеются в виду. А разница между Вашими и моими воротами в том, что ваши - сами по себе дверь (в которую, кстати, непонятно, как протиснется авто (или это только пример?), а в моих дверка-калитка действительно имеется.
Quote (Месье_Ле_Ша)
Наркотики, автомобиль, то, что главный герой вернулся из армии и знаком с опиумом (война с Алжиром)? Вероятно, эти намёки не слишком очевидны, и нужно в самом начале дать некий чёткий ориентир.
Наркотики известны с древнейших сремен, автомобили появились... когда там? В 1890-х? Война... а когда она кончалась?.. Так что да, к чему-то привязать бы надо...
Quote (Месье_Ле_Ша)
Фу, розовый тюль, это уж слишком, квартирная хозяйка всё же не юная барби-девочка.
Тогда просто шторы с пастушескими идиллиями?-) Нужно что-то типично женское, и чтобы не пришлось описывать на полабзаца И про балкон.
Quote
наверху расположился длинный балкон с закрытыми ставнями
Почему не написать просто "с закрытыми ставнями окнами"?
Quote (Месье_Ле_Ша)
Благодарю за предложенные варианты, они действительно звучат лучше.
По мере скромных сил...
Quote (Месье_Ле_Ша)
Quote (Коша)Для оформления проживания? Хотя последний вновь пугает меня призраком канцелярита.
Можно было "для оформления прописки", но во Франции такого нет. Поэтому один маленький быстрый канцеляритик там, где без него не обойтись, не повредит
Quote (Месье_Ле_Ша)
Quote (Коша)Как насчет "оставляя белые шерстинки..."? Немного не то. Важно ведь, что кот обтирается об ноги хозяйки, заявляет "Моя-мрр!", а не то, что ей потом чистить юбку придётся.
"...терся о юбку, расцвечивая ее снежно-белыми искрами длинной шерсти"?-)
Quote (Месье_Ле_Ша)
Забавно... Хозяйка настоящего дома, с которого списано временное жилище главного героя, действительно имела итальянские корни.
Значит, по крайней мере, хоть одно действующее лицо (строение) имело прототип?-) А кот?-) Я - кошка. Хожу, где вздумается. Гуляю сама по себе.
Тот самый случай. Хороший рассказ,правда, хороший... но я чуть в нем не заблудился. Очень много красивостей, очень много изячностей... женщина, которую идиот с машиной будит в пять утра, этак нежно воркует с вероятным виновником - без единого грубого слова, зато с канцелярскими оборотами... НЕ ВЕРЮ. Где, в какое время и в какой стране это видано? Одна изящная героиня с витьеватой речью - ладно, но весь квартал... И ОЧЕНЬ многословно - с множеством ненужных повторов и подробностей. Режьте, братцы, режьте текст. "Убивайте любимых"- призывал по поводу редактуры С. Кинг.
Quote
К несчастью, встреча эта произошла в обстоятельствах, ничуть не способствовавших мирному, дружескому общению.
Мысленный язык мой просто заплетается...пардон, лез дамез.
А вот любимец как раз тех времен, 60-х - Хемингуэй. Про лодку невезучего, но упорного рыбака:
Quote
Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка.
Что еще тут надо писать? "К несчастью, парус этот, волею обстоятельств пошитый из заплатанной материи цвета туаль насиональ, ничуть не способствовал оптимистическому взгляду на рыбалку"? Автор - вы-то пишете именно так! Мадре де диос! Привет всем
Сообщение отредактировал Коток - Суббота, 14.07.2012, 21:14
вероятно, родителей у него нет. А брату можно написать письмо и сообщить в нём, например, что отправился с Красным крестом куда-нибудь в Африку. Навсегда.
Ну вот разве что)) Просто я нередко встречаю в фильмах/книгах ситуацию, где герой, молодой человек (или даже подросток), живет как будто в вакууме: он сбегает в прошлое/будущее/параллельный мир - и, похоже, никого не оставляет, ни друзей, ни родственников, которых могло бы взволновать, куда же он запропал. (((
И не надо ничего резать!!! Хэмингуэй - Хэмингуэем, кроме него, и другие авторы есть.)))
Лето 1907 года она провела на побережье. Она носила тогда соломенную шляпу с большими полями и зеленой лентой; сидела у самого пирса с романом Жипа или Коллеты Ивер. Ветер осыпал ее колени песком, и время от времени она встряхивала книгу, поднимая за уголки. Сейчас она чувствовала то же самое, только вот песчинки были сухие, а эти малюсенькие сахарные шарики липли к кончикам пальцев. Перед глазами вдруг возникла полоска жемчужно-серого неба над черным морем. «Это было до рождения Евы». Она чувствовала себя нагруженной воспоминаниями и драгоценной, как шкатулка из сандалового дерева. Неожиданно всплыло в памяти название романа, который она тогда читала, – «Маленькая госпожа»; он вовсе не был скучным. Но с тех пор, как непонятная болезнь безвыходно удерживала ее в комнате, госпожа Дарбеда предпочитала мемуары и сочинения по истории. Она полагала, что страдание, серьезное чтение, обостренное внимание к своим воспоминаниям, к своим самым утонченным ощущениям помогут ей созреть, словно редкому оранжерейному плоду.
Ага, а теперь сравните эти тщательно выстроенные и вылепленные строки с канцелярскими оборотами автора - "в обстоятельствах, ничуть не способ..." (тьфу, язык заныл). Друзья, читайте Набокова и Бунина, язык образованных дворян тех времен, что наших, что ихних - совсем не этот многословный, ненужно накрученный полуканцелярит, что в рассказе! Привет всем
Сообщение отредактировал Коток - Вторник, 17.07.2012, 06:34
Повторю свой отзыв: Друзья, читайте Набокова и Бунина, язык образованных дворян тех времен, что наших, что ихних - совсем не этот многословный, ненужно накрученный полуканцелярит, что в рассказе! Герой вылядит малоадекватным реальности - в плохом смысле. 60-е не видны никак вообще - смысл их упоминать?
Идея не оригинальна. Хотя и встречается не столь часто. В общем то сюжет неплох. Но – но – но… Реализация на мой взгляд из рук вон… Во первых. Автора очень серьезно подводит язык. Во вторых стиль изложения. Это какая-то попытка стилизации? Подо что? В третьих рассказ грешит перегруженностью описаний. И одновременно неконкретностью. При прочтении, у меня возникло стойкое ощущение, что рядом с Автором стоял кто-то и тыкая в него чем ни будь... Ну убедительным, постоянно приговаривал: «Пиши давай! Скорей давай! Быстрей давай!» Рассказ не маленький. Но текст ощущается размытым и нечетким. Самое пожалуй верное определение, это «вскользь». Да. Именно так. Все в рассказе происходит как-то походя. Так же в тексте есть некоторые ляпы, за которые цепляешься при прочтении. Тем не менее. Потенциал у рассказа есть. Если над ним как следует поработать, может получиться интересная вещь.
Красиво, причем написано так, что я ждала вампиров или приведений рисующих кровавые пятна. Не знаю на счет канцеляритов, как-то они мимо моего созания прошли. Возможно все дело в том, что недавно читала детективы француза с незапоминаемой фамилией и там все было еще заковырестее.
Далее, при том, что написано красиво, семидесятые года никак не ассоциируются. Скорее двадцатые-сороковые. Все так неспешно, пасторально. И кажется, что привезет герой себе жену встреченую у теплого моря, а потом она его отравит мышьяком, за неуделенное вовремя внимание. И упоминание вскользь разбитных девушек положение не спасает. В общем, складывается ощущение, что в итоге герой просто вернулся в свое время. А еще изумили выбрасываемые из окна цветы. Для чего? Чтобы потом долго и нудно собирать черепки, землю и погибшую растительность? Не проще ли вынести? Или больная старушка настолько хозяйку разражала? Кстати, ни разу до этого не упоминаемая старушка. Или она жила отдельно, а цветы отдельно?
Наверное с непривычки читать тяжеловато, и история возможно не нова, опять же путаница с временами, не соответствует оно заявленной дате. Но что-то тут есть, заставляющее читать вдумчиво, а это уже не мало.
А разница между Вашими и моими воротами в том, что ваши - сами по себе дверь (в которую, кстати, непонятно, как протиснется авто (или это только пример?), а в моих дверка-калитка действительно имеется.
Это пример именно конструкции ворот (две створки, в одной прорезана дверь), в рассказе они, естественно, шире и по размерам больше похожи на ваш вариант.
Quote (Коша)
Почему не написать просто "с закрытыми ставнями окнами"?
Да... всё гениальное просто.
Quote (Коша)
Значит, по крайней мере, хоть одно действующее лицо (строение) имело прототип?-) А кот?-)
Да, это кот, живший во дворе. К сожалению, его фотографий (как и дома) у меня нет. Но он был великолепен - настоящий Маркиз.
Коток,
Quote (Коток)
Тот самый случай. Хороший рассказ,правда, хороший...
Какой? И чем хорош рассказ?
Quote (Коток)
женщина, которую идиот с машиной будит в пять утра, этак нежно воркует с вероятным виновником - без единого грубого слова, зато с канцелярскими оборотами... НЕ ВЕРЮ.
Да, она слишком вежлива. Есть люди, которые умеют вежливо общаться даже в пять утра. Есть те, кто и в полдень через слово вставляют грубости. Впрочем, можно сделать её речь проще - лучше будет контраст с главным героем.
Quote (Коток)
Одна изящная героиня с витьеватой речью - ладно, но весь квартал...
Весь квартал - это явное преувеличение. Главный герой общается всего с тремя людьми. И разве их речь можно назвать витиеватой? Примеры:
Quote (enka)
- Скорее, спрятался в гараже. Поговорите с хозяйкой, она должна прекратить это безобразие. Она, наверно, даёт ключи племяннику, а он не думает о жильцах!
Quote (enka)
- Нет-нет, - поспешно ответила хозяйка. – Внизу никто не живёт, там я храню всякий хлам, вам нечего бояться. Вот, посмотрите, как здесь хорошо,
Quote (enka)
- Как же? – искренне удивилась она. – А кто же та милая девушка, что я видела в окне?
Увы, я с вами не согласен.
Quote (Коток)
И ОЧЕНЬ многословно - с множеством ненужных повторов и подробностей.
Пожалуйста, приведите примеры, иначе ваше утверждение так и будет казаться голословным.
Quote (Коток)
Автор - вы-то пишете именно так!
Нет. Как бы вам ни хотелось в этом меня уверить. Местами язык действительно тяжеловат, но не настолько перегружен. Irena,
Quote (Irena)
Просто я нередко встречаю в фильмах/книгах ситуацию, где герой, молодой человек (или даже подросток), живет как будто в вакууме: он сбегает в прошлое/будущее/параллельный мир - и, похоже, никого не оставляет, ни друзей, ни родственников, которых могло бы взволновать, куда же он запропал. (((
Да, меня это тоже удивляет. Но ведь из рассказа не явствует, что герой уходит в то время навсегда. Любовь любовью, но кое-какие вещи и медикаменты (наверняка) он бы с собой взял. Опять же, будущему тестю не нужен подозрительный голодранец.
Коток,
Quote (Коток)
Ага, а теперь сравните эти тщательно выстроенные и вылепленные строки с канцелярскими оборотами автора - "в обстоятельствах, ничуть не способ..." (тьфу, язык заныл). Друзья, читайте Набокова и Бунина, язык образованных дворян тех времен, что наших, что ихних - совсем не этот многословный, ненужно накрученный полуканцелярит, что в рассказе!
Дались вам эти не способствующие обстоятельства. Изменю на "располагающих". Помилуйте, я и не претендую на лавры Бунина или Набокова. Или даже Пруста.
«...В то самое мгновение, когда глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне. Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось, без всякой причины. Оно тотчас же наполнило меня равнодушием к превратностям жизни, сделало безобидными ее невзгоды, призрачной ее скоротечность, вроде того, как это делает любовь, наполняя меня некоей драгоценной сущностью: или, вернее, сущность эта была не во мне, она была мною. Я перестал чувствовать себя посредственным, случайным, смертным. Откуда могла прийти ко мне эта могучая радость? Я чувствовал, что она была связана со вкусом чая и пирожного, но она безмерно превосходила его, она должна была быть иной природы. Откуда же приходила она? Что она означала? Где схватить ее? Я пью второй глоток, в котором не нахожу ничего больше того, что содержалось в первом, пью третий, приносящий мне немножко меньше, чем второй. Пора остановиться, сила напитка как будто слабеет. Ясно, что истина, которую я ищу, не в нем, но во мне».
Графоманчег, Спасибо за комментарий. Надо же, какие разные получились отзывы о языке.
Quote (Графоманчег)
Далее, при том, что написано красиво, семидесятые года никак не ассоциируются. Скорее двадцатые-сороковые
Раз столько людей указали мне на то, что эпоха (60-е) не чувствуется, при редактировании добавлю ориентиров.
Quote (Графоманчег)
А еще изумили выбрасываемые из окна цветы. Для чего? Чтобы потом долго и нудно собирать черепки, землю и погибшую растительность? Не проще ли вынести? Или больная старушка настолько хозяйку разражала? Кстати, ни разу до этого не упоминаемая старушка. Или она жила отдельно, а цветы отдельно?
Потому что старушка и не жила. Девушка погибла в пожаре, и как тётушка она (и цветы) появляются только после того, как главный герой её спас - и этим изменил и настоящее время. Цветы выбрасываются в мусорный бак. Прямо из окна, потому что так быстрее. Но поскольку вы уже второй человек, кого смущает этот момент, заменю на вынос горшков, о которые главный герой споткнётся под аркой. Вероятно, так лучше?
Сообщение отредактировал Месье_Ле_Ша - Суббота, 21.07.2012, 18:21