"...Более трети века, с самого начала работы в фантастике, автора упрекают, что он излишне научен. Слишком обстоятельно излагает нужные для понимания проблемы сведения. Излишне добросовестен в обосновании идей. И так далее.
Само то, что добросовестным можно быть излишне, определенным образом характеризует нашу фантастику. Упреки участились в последние годы, когда жанр этот, как мухи зеркало, засидели гуманитарии. Вот уж у них-то ничего не бывает слишком, за исключением разве одного: вторичности.
Автор не однажды объяснялся на этот счет с редакторами и рецензентами. Сейчас считает нужным объясниться публично.
Представим себе дерево, скажем - клен. После созревания на нем семян, соткнутых семядольками двух лопастей, он при малейшем дуновении ветра рассеивает их; и летят, красиво вращаясь, тысячи, десятки тысяч пропеллерчиков - чем дальше, тем лучше. Подавляющая часть их падает на асфальт, на мусор, на камни - пропадает без толку. Несколько попадает на благоприятную почву. Но чтобы здесь проросло деревцо, мало почвы - надо чтобы и семя было хорошим, плодотворным.
А поскольку неясно, какой пропеллерчик куда упадет, надо, чтобы все семена были плодотворны, несли заряд будущей жизни.
Заменим дерево автором (в компании с издателями, разумеется), многие тысячи семян тиражом его книги, почвы - равно и благоприятные, и неблагоприятные - читателями... Дальше должно быть ясно.
Да, увы, в большинстве случаев мы сеем на камень. Читатели ждут от книг развлекухи, в крайнем случае - ответа на злободневные вопросы (т. н. "жизненной правды"), а иное не приемлют. Поэтому, если отвлечься от коммерции (а от нее надо отвлечься), книги выпускают большими тиражами ради того единственного экземпляра, который попадет к читателю-почве; он примет новую идею, совпадающую с тем, что сам чувствовал и думал. Тогда она прорастет.
Для этого и бывают в книгах идеи-семена. Чем больше - тем лучше, чем обоснованней, тем лучше. Обоснование суть удобрение.
Знать бы того читателя, прямо ему и послал бы, а остальное можно не издавать. Но как угадаешь? Вот и переводим леса на бумагу.
По одному читателю-почве на идею - и цивилизация будет продолжаться. Не станет таких читателей или не станет авторов с идеями - все под откос. Ни кино, ни телевидение, ни иные игры в гляделки книжный интимный механизм оплодотворения идеями не заменят."
В.И.Савченко "Должность во Вселенной" (1992г.) Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
Вышедши наверх к нашему аеростату, мы увидели на ближней платформе толпу людей, которые громко кричали, махали руками и, кажется, бранились. «Что это такое?» — спросил я у Хартина. «О, не спрашивайте лучше, — отвечал Хартин, — эта толпа — одно из самых странных явлений нашего века. В нашем полушарии просвещение распространилось до низших степеней; оттого многие люди, которые едва годны быть простыми ремесленниками, объявляют притязание на ученость и литераторство; эти люди почти каждый день собираются у передней нашей Академии, куда, разумеется, им двери затворены, и своим криком стараются обратить внимание проходящих. Они до сих пор не могли постичь, отчего наши ученые гнушаются их сообществом, и в досаде принялись их передразнивать, завели также нечто похожее на науку и на литературу; но, чуждые благородных побуждений истинного ученого, они обратили и ту и другую в род ремесла: один лепит нелепости, другой хвалит, третий продает, кто больше продаст — тот у них и великий человек; от беспрестанных денежных сделок у них беспрестанные ссоры, или, как они называют, партии: один обманет другого — вот и две партии, и чуть не до драки; всякому хочется захватить монополию, а более всего завладеть настоящими учеными и литераторами; в этом отношении они забывают свою междоусобную вражду и действуют согласно; тех, которые избегают их сплетней, промышленники называют аристократами, дружатся с их лакеями, стараются выведать их домашние тайны и потом взводят на своих мнимых врагов разные небылицы. Впрочем, все эти затеи не удаются нашим промышленникам и только увеличивают каждый день общее к ним презрение.» «Скажите, — спросил я, — откуда могли взяться такие люди в русском благословенном царстве?» (В. Ф. Одоевский, «4338-й год») Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
А ты знаешь о том, что есть такое слово –координация, знаешь? Ты знаешь, к чему может привести процесс, если его пустить на самотек? К катастрофе это может привести! Причем такой, что падение предсказанного, но не существующего, астероида, покажется детским лепетом.
Quote
Мы эльфы, и нам положено, по сути, выражаться замысловато, витиевато и непонятно.
Ушедший однажды вернется
Сообщение отредактировал Добрый - Четверг, 26.04.2012, 23:19
Он мог часами валяться на диване и следить за мной глазами, в какой бы угол комнаты я ни направлялся. Он говорил, что на него действует поистине благотворно, когда он видит, как я хлопочу. Он говорил, будто лишь в такие минуты он отдает себе отчет в тем, что жизнь вовсе не сон пустой, с которым приходится мириться, зевая и протирая глаза, а благородный подвиг, исполненный неумолимого долга и сурового труда. Он говорил, что не понимает, как мог он до встречи со мной влачить существование, не имея возможности каждодневно любоваться настоящим тружеником. Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
Болтовня - долгий и пустой разговор. Болтун подсядет к тебе и заведет свои россказни, хотя ты не знаком с ним. Сперва он похвастается женою, затем расскажет свой сон в последнюю ночь, далее перечтет по порядку свои обеденные блюда, потом делает неожиданный переход: нынешние люди куда хуже прежних; хлеб на рынке падает в цене; в столице наплыв иностранцев; после Дионисий откроется навигация; дал бы Зевс дождичка, да почаще, - поправились бы травы; на следующий год он займется обработкой своей земли; трудно существовать на белом свете; на праздник Мистерий самый высокий факел нес Дамипп. "Сколько колонн в Одеоне?", - не унимается он. "Вчера меня рвало...", "Какой у нас сегодня день?" Затем он обязательно доведет до твоего сведения, что Большие Мистерии справляют в Боедромионе, Апатурии - в Пианепсионе, Малые Дионисии - в Посидеоне... И свяжись ты с ним - он от тебя не отстанет... Удирай от таких господ во все лопатки, коли не хочешь схватить лихорадки: нелегко хладнокровно слушать тех, кто не различает труда от праздности.
ДЕРЕВЕНЩИНА
Деревенщина - человек, пренебрегающий приличиями. Он примет слабительное и отправится в Народное Собрание. Чеснок, по его мнению, пахнет не хуже духов. Ходит он в башмаках, великих для ноги, говорит громко. К друзьям и родным он недоверчив, прислуге поверяет сердечные тайны, поденщикам, работающим у него в поле, выбалтывает обо всем, обсуждающемся в Народном Собрании. Собираясь садиться, он подбирает одежду выше колен, заголяет спину. На улице ничто не возбуждает его удивления или внимания, но стоит увидеть ему быка, осла или козла - он останавливается и разевает рот. Стащит он что из кладовой - упишет на славу, жадно запивая вином. Тайком пошалит с кухаркой и затем поможет ей намолоть муки для всей его семьи и самого себя. За завтраком он задает корму скотине. Постучатся в дверь - отворит, кликнет собаку и возьмет за морду со словами: "Ты - сторож моего дома и семьи"... Получает он деньги - недоволен: находит их слишком потертыми и поменяет на другие. Ссудит он тебя плугом, корзиной, косой или мешком - пошлет за ними ночью, если подобная блажь взбредет ему в голову в бессонницу. Идет в город - спросит первого встречного, по чем были бараньи шкуры и соленая рыба и празднует ли сегодня Агон новолуние, не то объяснит тут же, что по приходе ему надо выбриться4 и мимоходом купить у Архия соленой рыбы. В бане он поет, башмаки его подбиты гвоздями.
НРАВСТВЕННЫЙ УРОД
Нравственное уродство - равнодушное отношение к дурным поступкам и словам. Побожиться каждую минуту, быть на худом счету, слушать брань по своему адресу - для нравственного урода ничего не значит. Он постоянный посетитель рынка, малый, не смущающийся ни перед чем. Он отплясывает в трезвом виде кордак, участвует без маски в комическом хоре. Фокусники дают представление. Он обходит публику поодиночке и собирает халки. Вы показываете знак своего звания или заявляете о праве смотреть на зрелище даром - он ругает вас. Он держит кабак, публичный дом, берет откупа - унизительного для него занятия нет; он и глашатай, и повар, и игрок. Мать его голодает. Он попадает за воровство в тюрьму, где и обретается дольше, чем у себя на квартире. В суде он выступает в роли и обвиняемого, и обвинителя. В первом случае присылает клятвенное уведомление о своей невозможности явиться к разбирательству, в последнем -- является с ящичком за пазухой и кипой записок в руках. Он не брезгует скупить заранее товар, при перепродаже заломит за него с торговцев чудовищные цены и даст им в долг денег под рост... полтора обола за драхму ежедневно! И он обходит мясные, рыбные и сельдяные лавки и набивает скулы нажитыми процентами. Он окружает себя чернью и разжигает страсти. Громким, крикливым голосом переругивается он с толпою и держит перед ней речи. В это время подходят новые слушатели, другие уходят, не поняв оратора. Иным он повторяет ее начало, другим отдельные фразы, третьим известную часть. И нигде не находит он удобнее блеснуть своим тупоумием, как в массе простого народа. Несносно это отродье! Брань не сходит у них с языка, эхо из зычной глотки отдается и на рынке, и в харчевнях.
ГОВОРУН
Говорливость - чрезмерная словоохотливость, отсутствие меры в разговоре. С кем бы и о чем бы ни принялся толковать говорун, он станет твердить одно: "Ты несешь вздор"; о предмете вашей беседы ему известно до мельчайших подробностей; угодно тебе выслушать его - он не откажется сообщить их. Ты хочешь возражать, тебя перебивают: "Не забывай, о чем намерен говорить", "Спасибо, что напомнил", "Как приятно иногда перекинуться словцом!", "Что я хотел сказать...", "Ты скоро понял, в чем суть", "Давно жду я, не придет ли нам на ум одна и та же мысль..." И он забросает тебя тысячью подобных вступлений, не даст перевести дух. Одурманил он одного - мчится туда, где собралось несколько человек, и заставляет их улепетывать среди делового разговора. Он сует нос в школы и палестры, мешает мальчикам учиться, переливает из пустого в порожнее с педотрибами и преподавателями. Вы заявляете о своем желании идти домой - он увяжется и проводит вас до дверей квартиры. Он отвечает на вопросы о предметах, обсуждавшихся в Народном Собрании, и кстати не преминет сообщить о давно известном состязании ораторов в архонтство Аристофонта, о битве, данной спартанцами под начальством Лисандра, и о речах, некогда с успехом произнесенных им к народу. Он рассказывает и ругает чернь, вследствие чего одни из слушателей затевают с ним спор, другие начнут дремать, некоторые под шумок уходят. Присяжным он мешает вести судопроизводство, соседу в театре - смотреть игру, за обедом в компании - есть. Говоруну, по его собственному признанию, трудно держать язык на привязи - в его горле не пересыхает, и называй его болтливее ласточки - он все-таки не смолчит. В неловкое положение ставят его и дети: ему пора спать, а они просят убаюкать их: "Расскажи нам что-нибудь на сон грядущий"...
РАЗНОСЧИК НОВОСТЕЙ
Быть разносчиком новостей - сочинять небылицы в лицах, молоть, что бог на душу положит, Встретится разносчик новостей с приятелем, -- он мгновенно скорчит постную рожу и, просияв, спросит: "Ты куда?" - "Нет ли чего нового?", - ответит тот, он подхватывает: "Неужто ты так-таки ничего более нового и не знаешь?" Перебьет его и продолжает в том же духе: "Разве известия плохи?" и, не позволяя выговорить ни слова, обращается к нему: "Что ты врешь? Ты ничего не слыхал? Значит, мне можно угостить тебя новостями"... Их ему удалось, изволите ли видеть, раздобыть или у солдата, или у сына флейтиста Астия, или у пришедшего прямо с поля сражения подрядчика Ликона, - лиц, сообщивших подобные известия, нельзя, разумеется, изобличить во лжи... Он ссылается на них и рассказывает, как Полиперхонт и царь разбили Кассандра и взяли живьем в плен. - "А сам ты веришь им?", - зададут ему вопрос. "Об этом, - отвечает он, - трубят по городу; молва растет; о результатах боя все толкуют одинаково; заварилась страшная каша": это-де он заметил по вытянутым физиономиям правительственных чиновников. Ему, по его словам, передавали также, что у них в пританее проживает тайно особа, четыре уже дня как прибывшая из Македонии и знающая обо всем. "Что вы скажете?", - озадачивает он под конец и принимается голосить словно вправду: "Бедный Кассандр! Ужасно твое положение! Перенесешь ли ты перемену счастья? Да, он был могуч, зато как бессилен теперь! Впрочем, пусть это останется между нами", - а сам успел обегать город и расписать обо всем всем и каждому... Дивлюсь, чего добиваются своими сплетнями эти господа! Они не только врут, но и жестоко платятся за свою ложь: собирают вокруг себя в банях толпу-- у них сплошь и рядом воруют гиматии; выигрывают в Стое сухопутное или морское сражение - заочно теряют процесс; берут языком штурмом города - опаздывают к обеду... Как незавидно их ремесло! Есть ли хоть одна мастерская, хоть один уголок на рынке, где шныряют они целый день и не надоедают до тошноты слушателям своим бесконечным враньем?
НАХАЛ
Нахальство - неуважение к доброму имени ради плутовской проделки. Нахал не платит тебе старого долга, а придет просить взаймы. Он принесет жертву богам, затем просолит тушу, спрячет ее и отправляется обедать к знакомому; берет стола хлеб с говядиной, подзывает своего раба и подает ему, говоря во всеуслышанье: "Кушай, Тибий, на здоровье!" Забирает провизию -- напоминает мяснику об оказанной им услуге, становится у весов и кидает обыкновенно кусок мяса или кость для супу. Сойдет благополучно его шутка - он доволен, не то схватит с полки кусок потрохов и со смехом пускается наутек. Купит он место в театре по поручению своих гостей - на дармовщину смотрит игру, а на следующий день приводит и своих ребят с дядькой. Ты сделал дешевую покупку - он попросит поделиться с ним. Он явится в чужой дом, выпросит в одолжение ячменю или мякины и заставит заимодавца отнести их к себе на квартиру. В бане он подойдет к медному котлу, зачерпнет шайку воды, окатится, не обращая внимания на крик банщика, объявит, что вымылся, и крикнет ему в дверях: "Нет тебе ничего!"
НАГЛЕЦ
Что такое наглость - определить легко, это пошлая, шутовская выходка, бьющая на эффект. При встрече с честными женщинами наглец поднимет одежду и... Он болтает в театре, когда прочие молчат, освистывает актеров, когда остальная публика в восторге от их игры. Царит в театре тишина - он задерет голову и рыгает, лишь бы обратить на себя внимание зрителей; кишит рынок народом - подойдет к лотку с орехами, миртовыми ягодами или каштанами, становится возле и начинает есть их, а сам точит лясы с торговцем; идет мимо незнакомая личность - назовет ее по имени; видит, вы спешите по делу, попросит вас подождать. Ты проиграл важную тяжбу и выходишь из суда - он подлетает с поздравлениями. Он тычет под нос прохожим провизию и зазывает их к себе на обед; подойдет к дверям цирульни или косметической лавки и сообщает о своем намерении напиться допьяна. Собирается его мать к птицегадателю - он выругает ее; при молитве или возлиянии уронит жертвенную чашу и засмеется - ему вышло дурное предзнаменование... Заставляет играть на флейте - он один из всех выбивает такт руками, насвистывает мотив и бранит флейтистку, - мол, зачем она редко делает паузы; хочет плюнуть - плюнет через стол прямо в виночерпия.
СВЯТАЯ ПРОСТОТА
Святая простота - способность выводить других us терпения своим обращением. Ты занят - простак придет к тебе за советом. Его возлюбленную трясет лихорадка - он врывается к ней с визитом. Тебя сейчас приговорили к уплате по поручительству - подойдет с просьбой о поруке за него. Вызовут его в суд свидетелем - является уже по окончании разбирательства. Гостит на свадьбе - честит прекрасный пол. Вы только что проделали большой путь - он приглашает прогуляться; вещь уже продана - приводит покупателя, предлагающего за нее дороже; факт известен до мельчайших подробностей - встает и рассказывает о нем сначала. Он от чистого сердца готов оказать услугу и, хотя в ней не нуждаются, все-таки не отказывается от желания сделать ее. Вы приносите жертву, вы истратились - он жалует к вам за процентами. Ты бичуешь раба - он является как снег на голову и пускается в объяснение, что и он наказал раз своего раба, а тот взял и повесился!.. Выбирают его третейским судьей, обе стороны готовы на полюбовную сделку - он травит их друг на друга. Вздумалось ему поплясать - схватит за руку своего еще не пьяного соседа.
НАВЯЗЧИВЫЙ
Навязчивость - неискренняя услужливость на словах и на деле. Навязчивый возьмется за дело, которое окажется ему не под силу. Все уверены в счастливом исходе процесса - он предложит свои услуги в качестве адвоката и проиграет дело. За пиром он заставит раба разбавить вина больше, нежели могут выпить гости. Он разнимает спорящих, не зная их; вызовется провести тропинкой, а потом не находит дороги. Он подойдет к полководцу с вопросом, когда намерен тот сражаться и какой пароль отдать послезавтра; отправится к батюшке с докладом, что матушка давно изволит ждать его в постели. Врач запрещает давать больному вино - он скажет, что все-таки попробует хорошенько напоить его. У его знакомого умерла жена. Он предлагает высечь на памятнике имя самой покойницы, ее родины, мужа, отца, матери и напоследок прибавит: "Все они были прекрасными людьми". Надо ему приносить присягу - он обратится к окружающим: "Присягать мне не впервые!"
НЕЛЮДИМ
Нелюдима выдает необщительность, проявляющаяся в разговоре. Спроси его, где такой-то, - он пробормочет: "Оставьте меня в покое"; поздоровайся с ним - не удостоит тебя поклоном в ответ. Сбывает он вещь -не говорит покупателю, сколько хочет за нее, но спрашивает, во сколько ценит ее покупатель. Присылают ему в знак уважения что-либо на семейный праздник - он велит сказать, что в подачках не нуждается. Запачкай его, хоть невзначай, толкни или наступи ему на ногу - ты наживешь в нем заклятого врага. Предложат ему принять участие в подписке для вспомоществования его другу - он ответит, что не при деньгах, но через некоторое время приходит с ними и объясняет, что и эти деньги он бросает на ветер. Споткнется он на улице - изругает предательский камень. Ждать тебя долго у него хватит терпения. Петь, произносить экспромты и танцевать он не любитель. Он не молится даже богам.
БРЮЗГА
Брюзгливость - постоянное недовольство на свою счастливую судьбу. Пришлет брюзге приятель часть кушанья со своего стола - он обратится к посланному: "Отчего ты не пригласил меня к обеду? Пожалел ложки супу и глотка дрянного вина?.." "Сомневаюсь, чтобы ты любила меня от души", - отрежет он на жаркий поцелуй любовницы. Он злится не на то, что идет дождь, а отчего он шел не раньше. Поднял он на улице кошелек с деньгами - скажет: "Впервые нахожу я деньги"; выгодно купил раба после долгих упрашиваний продавца - проговорит: "Дивлюсь, как дешево купил я этого крепыша!" Ему приносят радостное известие: "Бог дал тебе сына", а он: "Прибавь, половина твоего состояния вылетела в трубу, и не ошибешься"... Он выиграл тяжбу. Ее единогласно присудили в его пользу, а он выговаривает своему стряпчему, почему тот не привел многих веских доводов. Друзья собрали сумму денег ему на пособие. "Поздравляю тебя", - обратятся к нему. "С чем это? - спросит он, - "Разве я не должен возвратить каждому его взнос да вдобавок поблагодарить за услугу?.."
НАДОЕДАЛА
Надоедливость - невинное умение мучить людей. Ты только заснул -- надоедала войдет и разбудит тебя, лишь бы покалякать с тобою. Вам пора садиться на корабль - он мешает; ты пришел к нему - просит подождать, пока он прогуляется. Он возьмет у кормилицы ребенка, сам разжует ему пищу, сам кормит его, кривится и щелкает языком и называет малютку таким же плутишкой, как и не его дедушка. Он ест и рассказывает, что от приема чемерицы его прочистило сверху донизу и что желчь его при испражнении чернее подаваемого за столом супа. "Скажи, мама, как чувствовала ты себя в тот день, когда мучилась мною родами?", - спросит он при домашних и отвечает за нее, что вряд ли хорошо, хотя нелегко судить об этом человеку, не испытавшему ничего подобного... Позовут его на обед, он наестся до овала и примется рассказывать, что вода у него холодна: у него есть колодезь, вследствие чего и вино у него всегда холодное; в его саду растет много благородных овощей; его повар - отлично готовит. Дом его, обратится он к гостю, чистый трактир, постоянно полон народу; друзья его - дырявые бочки: как ни корми их, они все голодны, причем представит собеседнику своего "паразита". "Для гостей готово удовольствие, - скажет он, приглашая на попойку, - одно слово - и раб мигом приведет девушку от содержателя, чтобы всем нам наслушаться игры ее на флейте и... приятно провести время".
ХВАСТУН
Хвастовство - тщеславное высказывание о своем высоком благосостоянии, которого в действительности нет. Хвастун стоит в гавани и рассказывает иностранцам о своих огромных оборотах в морской, торговле, толкует о высоких процентах за занимаемые для нее деньги и о своих барышах и убытках. Вдруг его хвастливая речь прерывается -- он посылает раба в меняльную лавку, где у него не лежит ни драхмы. Поймает он себе попутчика - говорит дорогой о том, как он участвовал в походах с коротко знакомым с ним Александром, сколько осыпанных драгоценными камнями кубков привез оттуда, причем заспорит, что изделия азиатских мастеров лучше изделий европейских, заспорит, хотя сам никогда не покидал родного города. У него есть, продолжает он, три письма от Антипатра, где его приглашают приехать в Македонию и дают ему право беспошлинного вывоза строевого леса, но он отказался из опасения подвергнуться подозрению: "Македонянам надо быть поосмотрительнее"... В бескормицу он издержал на вспомоществование неимущим согражданам более пяти талантов - отказать у него не хватило духу... Сидит возле него несколько незнакомых лиц - он попросит одного из них прикинуть, сколько выйдет: шестьсот человек, каждому по мине, - причем для большей вероятности всякого из них назовет по имени - и насчитает даже десять талантов... Столько истратил он, по его словам, на пособия! Он не упоминает еще, скажет он, расходов по триерархиям и другим литургиям. Он подойдет к барышникам, торгующим хорошими лошадьми, и приценится, войдет в магазин кроватей, выберет одеяло таланта в два и напускается на раба, почему он не захватил с собою деньги. Он живет в чужом дому, но незнакомых уверяет, что достался дом ему от отца в наследство; он, впрочем, думает продать его: мал для приема гостей...
АРИСТОКРАТ
Аристократизм - следствие страстного желания забрать в свои руки власть в республике. Народ хочет послать для подмоги архонту несколько человек - аристократ протестует; надо снарядить посольство - предложит облечь их неограниченными полномочиями; выбирают десять новых стратегов - говорит: "Довольно одного, но он должен быть человеком достойным". Из поэм Гомера он знает только один стих: "Нет в многовластии блага; да будет единый властитель", прочее его не интересует... "Сплотимся дружнее, бросим пустяки, не станем иметь ничего общего с рыночной сволочью, перестанем занимать высшие должности", - его обычные воззвания. "Одно из двух - или вам хозяйничать в столице, или нам", - отвечает он на оскорбления или насмешки, сыплющиеся со стороны толпы. Полдень. Закинув на плечо конец гиматия, с бритой макушкой и тщательно обрезанными ногтями выходит он из квартиры, сворачивает на улицу, ведущую к Одеону, и, сам не свой, начинает свои жалобы: "От ябедников нет житья в городе", "Судить так, как наши судьи, просто немыслимо", "Не понимаю, чего добиваются выставляющие себя искателями общественных должностей", "Мужичье добра не помнит: кто сует ему в зубы, не жалеет денег, тому он всегда слуга покорный". Как неловко чувствует он себя в Народном Собрании, когда к нему подсаживается шелудивый оборванец... "Чистое наказанье эти литургии, триерархии! Скоро ли отдохнем мы от них?", - не унимается он. Демагоги для него - нож острый. В бедствиях отчизны главным образом винит он Тесея: он соединил в одно двенадцать общин, уничтожив царское достоинство и предоставив правление черни. Но ему оплачено поделом, на него же первого наложила она свои руки... Таковы, приблизительно, темы его разговоров с иностранцами, гражданами, разделяющими его образ мыслей, и сторонниками его партии.
МОЛОДЯЩИЙСЯ СТАРИК
Ему стукнуло шестьдесят - он долбит отрывки из поэтов, принимается читать их за попойкой, но память изменяет ему. Сынишке он командует: "Напра-во! Нале-во! Кру-гом!" На празднике Герма он участвует в издержках вместе с молодежью, мчится взапуски с факелом. Позовут его в храм Геракла - он сбрасывает с себя гиматий и хватает за рога быка, чтобы загнуть ему шею. Лишь бы побороться, он заглядывает в палестры. Одну пьесу он смотрит три-четыре раза, заучивает пение... Посвящают его в таинство Сабазия - он старается обворожить жреца своей любезностью. Он волочится за содержанкой, ломится к ней в дверь, получает трепку от соперника и учиняет ему процесс. Он едет за город на чужой лошади, хочет показать свою удаль в верховой езде, летит кубарем и потом чинит себе череп. В день наречения имени своему ребенку он вместе с флейтистками созывает к себе гостей. Он приневоливает своих ребятишек бороться и бегать на перегонки до полного изнеможения. В присутствии раба он проделывает фехтовальные приемы над огромной статуей, состязается в стрельбе из лука и метании копий с воспитателем сыновей и предлагает себя ему в учителя, будто тот ничего не смыслит. После гимнастики он поминутно ерзает в бане, корчит из себя философа, в обществе женщин - пускается в пляс под аккомпанемент своих губ.
ЗЛОРЕЧИВЫЙ
Злословие - склонность отзываться обо всех зло, язвительно. Спроси злоречивого: "Кто это?" - он пустится, словно генеалоги: "Начну перво-наперво с его родителей. Отца его звали сперва Созием; в солдатах он превратился в Созистрата, после приписки в демоты - в Созидема. Но мать его аристократка-фракиянка Кринокорака, святая душа. Говорят, такие особы у себя на родине слывут "благородными"... Сам же он - завзятый мерзавец: яблочко от яблони недалеко падает". " Не морочь меня, об этом я знаю абсолютно точно", - скажет он и продолжает о женщинах, зазывающих к себе прохожих: "А вот и дом, где живут подобные... Да, городские толки оказываются правдой: бабы спариваются на улице, точно собаки. Вообще они охотницы до мужчин, их они впускают с заднего крыльца". Ругают кого двое -он и тут вставит свое словцо: "Никто не противен так мне, как этот человек; и харя-то у него какая-то гадкая, а подлости его из рук вон. Взял он, например, женку с богатейшим приданым, прижил с нею ребенка и выдает ей на стол... три халка, в праздник Посейдона велит купаться в холодной воде". Сидит он в обществе. Уйдет кто - заведет про него разговор, и стоит ему приняться - переругает и своих родственников. Достанется от него и покойникам, а всего больше друзьям и знакомым. Чернить демократизм и свободу - для него величайшее благо. Так мутит ум человека - лишает его способности правильно мыслить - стремление его разыгрывать из себя учителя нравственности!
НАРОДНИК
Пристрастие к черни - следствие бессознательного влечения к испорченному нравственно. Народник сближается с личностями, проигравшими процесс в суде или Народном Собрании, - их знакомство, по его мнению, сделает его опытнее и неуязвимее. "Грешки водятся и за ними", - скажет он о честных людях и добавит, что честных людей нет, все на один образец. На человека честного он нападает, подлеца превозносит до небес. Хочешь ты разоблачить проделки негодяя - он соглашается, что в распускаемых про него слухах есть частичка правды, но у него, по его словам, есть и такие достоинства, о которых не знают: он неглупый малый, славный товарищ, парень хоть куда, и с жаром утверждает, что человека лучше ему и встречать не приходилось. Он защищает его в Народном Собрании и суде и советует окружающим судить не по человеку, а по его делам. "Он, - скажет народник, - для народа чистая собака - оберегает его от обидчиков". "Перестанем мы дорожить подобным сокровищем, - закончит он, - у нас не будет борцов за интересы народа". Его клиенты - темные личности; он участвует в судейских плутнях, если бывает адвокатом - речи противников истолковывает в дурную сторону. Вообще любовь к черни - сестра нравственной испорченности. Недаром есть поговорка: "Похожее с похожим и уживается".
Натыкаешься на такие тексты и задумываешься,как люди после древних греков умудрились еще столько понаписать) Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
«Они спорили о пустяках, как дети, и доводы их были крайне наивны. Собственно говоря, они даже не приводили никаких доводов, а ограничивались голословными утверждениями или отрицаниями. Умение или неумение новорожденного тюленя плавать они пытались доказать просто тем, что высказывали свое мнение с воинственным видом и сопровождали его выпадами против национальности, здравого смысла или прошлого своего противника. Я рассказываю об этом, чтобы показать умственный уровень людей, с которыми принужден был общаться. Интеллектуально они были детьми, хотя и в обличье взрослых мужчин». Джек Лондон "Морской волк" Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
...человек — это человек. Свободное существо. Хозяин своей жизни и своих поступков. И свобода его началась задолго до всех бунтов и революций, в тот далекий день, когда человекообразная обезьяна задумалась: можно залезть на дерево и сорвать плод, но можно и попробовать сбить его палкой, зажатой в лапе. Как лучше? Она неспроста задумалась, эта обезьяна: она видела, как в бурю обломившаяся ветка сбила плоды… Свобода — это возможность выбирать варианты своего поведения, ее исток — знание. ...Свобода… Это не просто: осознать свою свободу в современном мире, умно и трезво выбирать варианты своего поведения. Над человеком тяготеют миллионы лет прошлого, когда биологические законы однозначно определяли поведение его животных предков и все было просто. И сейчас он норовит свалить свои ошибки и глупости на силу обстоятельств, на злой рок, возложить надежды на бога, на сильную личность, на удачу — лишь бы не на себя. А когда надежды рушатся, ищут и находят козла отпущения; сами же люди, возложившие надежды, ни при чем! В сущности, люди, идущие по линии наименьшего сопротивления, не знают свободы…»
(с)В.И.Савченко "Открытие себя" Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
"Я пишу книгу о войне, чтобы показать людям и прежде всего русским, что война — это чудовищное преступление против человека и человеческой морали, пишу для того, чтобы если не обуздать, так хоть немножко утишить в человеке агрессивное начало. А Вам надо, чтобы воспевалась доблесть на войне и многотерпение, забыв при этом, что чем более наврёшь про войну прошлую, тем скорее приблизишь войну будущую. И те писатели, которых Вы перечислили, продукцию, Вам потребную, поставляли для души Вашей, жаждущей победных радостей, эту радость и преподносили. И... постепенно, победно шествуя, сочинили угодную таким, как Вы, героическую войну. А я и сотоварищи мои, настоящие-то писатели и страдальцы, восприняли войну как отвратительную, подлую, в человеке человеческое убивающую." Астафьев Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
Умение или неумение новорожденного тюленя плавать они пытались доказать просто тем, что высказывали свое мнение с воинственным видом и сопровождали его выпадами против национальности, здравого смысла или прошлого своего противника.
Тролли не вчера родились. Где здесь пропасть для свободных людей?
Через муки, через боль Зевс ведет людей к уму, К разумению ведет. Неотступно память о страданье По ночам, во сне, щемит сердца, Поневоле мудрости уча. Небеса не знают состраданья. Сила - милосердие богов.
(с) Эсхил, Агамемнон Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
Сообщение отредактировал Ia-Ia - Среда, 16.05.2012, 19:03
часть фэнов становится писателями. А они воспитаны, к сожалению (не все, но довольно многие), именно на "средней фантастике". Не на отстое, не на графомании – но и не на шедеврах. А остальную литературу и вовсе знать не хотят. Зачем? Большинство вокруг – середнячки, издают всякого фант-добра навалом, читаю я это в изобилии – значит, это норма. Раз все так пишут – норма, и зашибись! Я могу не хуже! – самовоспроизводство посредственности. Проблема в том, что это СЕЙЧАС середнячки. Со временем, если так будет продолжаться, они благополучно станут для очень многих ЭТАЛОНАМИ, корифеями – теми, на кого будут равняться завтрашние инженеры душ человеческих. Фэн, отвергающий остальную литературу, вооруженный четким знанием, что нужно «настоящей» фантастике, на наших глазах вышел из читателей и пришел в писатели. Дамы и господа, он здесь, он среди нас! И воспитан оный фэн не на Чехове, который в него «идет плохо», не на Ахматовой, даже не на Желязны и Стругацких, а на бесконечных похождениях – ведьма летает, вампир кусает, клан Белой магии против клана Алой магии, сюжет налево, идея направо Братец, они на пороге, они стучатся в твою дверь: читатели, воспитанные НА ТЕБЕ! Представил их? Содрогнулся?! В них уже не Чехов, в них ты трудно полезешь
Олди Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
Вы стоите на самой низшей ступени развития, — перекричал Филипп Филиппович, — вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить...
Михаил Булгаков, «Собачье сердце»
Quote
Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество. Вот! А книга — это заряженное ружье в доме соседа. Сжечь ее! Разрядить ружье! Надо обуздать человеческий разум.
Рэй Брэдбери, «451° по Фаренгейту» Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
Нет ничего на земле настолько великого и прекрасного, чего бы человек не мог опошлить и выпачкать, и даже на облаках, на которых ранее жили идеалы и грёзы
M. Pacatus Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
"… Ах, как была горда и непреклонна Лера. Как недоступна была она на носу лодки, забаррикадировавшаяся своими прекрасными, стыдными, ослепительными коленками. Как грациозно бежала ее тень по облитым луной кустам на берегу. Как страстно в их лодке пел патефон старинный цыганский романс и как недоуменно отвечал ему из кустов соловей. Ах, как он умолял Леру выйти за него замуж! Ему казалось, что жениться на Лере – вершина счастья, что ради этого он родился и живет на земле. Глупый ты, глупый, сказала девушка Лера той ночью, ты же ниже меня на целых полголовы! Теперь она торгует пивом у железной цистерны недалеко от его дома, толстая, но еще смазливая баба. Сначала, когда он приходил за пивом, она краснела и делала вид, что не узнает его, потом прошли годы, и она стала улыбаться ему и отпускать пиво без очереди. Сейчас она забыла его совсем, его лицо для нее слилось с другими лицами бесконечной пивной очереди, и, как всем, она недоливает ему, нарочно взбивая струей пену, обсчитывает на копейку-две, если сдает много сдачи мелочью, и, как на всех, покрикивает: «Мальчики! Кружки! Кружки! Мальчики!» Ей помогает муж, тощий спившийся субъект с карманами, набитыми мелкой сушеной рыбешкой, которую он продает по десять копеек штука. Он на целую голову выше своей жены." Евгений Дубровин Счастливка Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
Протопоп выисповедал Рыжова и даже похвалился, что на все корки его пробрал, но не нашел в нем греха к смерти.
– Каялся, – говорит, – в одном, другом, в третьем, – во всем не свят по малости, но грехи все простые, человеческие, а против начальства особого зла не мыслит и ни на вас, ни на меня «по касающему» доносить не думает. А что «даров не приемлет», – то это по одной вредной фантазии.
– Все же, значит, есть в нем вредная фантазия. А в чем она заключается?
– Библии начитался.
– Ишь его, дурака, угораздило!
– Да; начитался от скуки и позабыть не может.
– Экий дурак! Что же теперь с ним сделать?
– Ничего не сделаешь: он уже очень далеко начитан.
– Неужели до самого до «Христа» дошел?
– Всю, всю прочитал.
– Ну, значит, шабаш.
Пожалели и стали к Рыжову милостивее. На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и «до Христа дочитался», с того резонных поступков строго спрашивать нельзя; но зато этакие люди что юродивые, – они чудесят, а никому не вредны, и их не боятся. Впрочем, чтобы быть еще обеспеченнее насчет странного исправления Рыжова «по касающему», отец протопоп преподал городничему мудрый, но жестокий совет, – чтобы женить Александра Афанасьевича.
– Женатый человек, – развивал протопоп, – хотя и «до Христа дочитается», но ему свою честность соблюсти трудно: жена его начнет нажигать и не тем, так другим манером так доймет, что он ей уступит и всю Библию из головы выпустит, а станет к дарам приимчив и начальству предан.
Лесков Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец
Не скажу, что думать – занятие легкое. От этого морщины появляются.
Тыр скривился, вспоминая, как он улепетывал в горы после того, как осмелился сказать жене свое мнение. Хорошо, что никто не видел. Все-таки умная у него жена, знает куда гнать!
<< — Это я без тебя понял, — возразил Хлебовводов. — Я говорю: специальность у него какая? Комендант поднял папку к глазам. — Читатель… — сказал он. — Стихи, видно, читает. Хлебовводов ударил по столу ладонью. — Я тебе не говорю, что я глухой, — сказал он. — Что он читает, это я слышал. Читает и пусть себе читает в свободное от работы время. Специальность, говорю! Работает где, кем? Выбегалло отмалчивался, и я не вытерпел. — Его специальность — читать поэзию, — сказал я. — Он специализируется по амфибрахию. Хлебовводов посмотрел на меня с подозрением. — Нет, — сказал он. — Амфибрахий — это я понимаю. Амфибрахий там… то, се… Я что хочу уяснить? Я хочу уяснить, за что ему жалованье плотят, зарплату. — У них зарплаты как таковой нет, — пояснил я. — А! — обрадовался Хлебовводов. — Безработный! >> Глупость не спасает. Из ослов делают салями. Е.Лец